Каждая семья с наступлением подросткового периода у детей в той или иной степени испытывает сложности во взаимоотношениях. Пресловутый «трудный возраст» переживает не только сам подросток, но и вся его семья. Настроение изрядно «штормит» из-за серьезной перестройки организма: сейчас он смеется без причины, а через минуту будет плакать или агрессивно огрызаться. Психоэмоциональное состояние родителей начинает в ответ также качаться на волнах. Часто мамы и папы недоумевают, куда делся их милый ребенок и что за странное существо подкинули в их дом вместо него, как с ним общаться – совершенно непонятно. «Мы его так не воспитывали», – говорят родители в кабинете психолога, испытывая чувство беспомощности. Устоявшиеся поведенческие шаблоны больше не работают. Общение родителей и подростков порой излишне эмоционально окрашены и ведут к ссорам. Именно бурная эмоциональная реакция собеседников чаще всего является причиной стычек и острых конфликтов.
Давайте разбираться, что же делать в ситуациях, когда в общении эмоции и чувства зашкаливают с обеих сторон и какова природа этих явлений.
Эмоция – это первая физиологическая реакция психики на какой-то стимул. Эмоции бессознательны и возникают автоматически. Базовые, первичные или врожденные проявляются у человека с момента рождения (или даже до него). Эмоция интенсивна и кратковременна. Она всегда явная и проявляется невербально: в мимике, жестах и ощущениях в теле. Они нужны человеку для выживания и адаптации к окружающему миру. Например, страх или отвращение помогает совершить действие – избежать угрозы (убежать от опасности или выбросить испорченную еду). Проявление эмоций помогает лучше понять людям друг друга. Чувство возникает на основе эмоций. В одном чувстве может сочетаться несколько эмоций. Оно более длительное и стабильное, сложное и многообразное, может быть скрытым и не проявляться. Например, чувство любви родителя к ребёнку может сочетать в себе эмоции радости, тревоги, грусти, удивления и прочее.
Умение управлять эмоциями помогает нам выстраивать здоровые отношения с окружающим миром, с людьми. Особенно это проявляется в конфликтных ситуациях. В порыве злобы или обиды мы можем высказывать неприятные вещи людям, что приводит к ухудшению отношений, а в данный жизненный период семьи как раз на первое место выходит необходимость сохранить связи между родителями и детьми.
Управление эмоциями – это способность человека осознавать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого.
Бережно к себе. Не стоит путать управление эмоциями с их подавлением. В первом случае человек получает контроль над собой, а во втором – заглушает свои чувства и усугубляет проблему. Блокировка эмоций рано или поздно приводит к соматическим заболеваниям. Научитесь называть эмоции, которые испытываете. Помните, что нет эмоций, за которые может быть стыдно. Нельзя делить эмоции на правильные или неправильные. Мы не можем отказаться от эмоций или выбирать, что нам чувствовать. Любые эмоции – это послание, которое нельзя игнорировать. Проанализируйте его. Подходите осознанно к изучению своего состояния. Задайте себе вопрос: что это за эмоции? В чем их причина? Дайте себе честные ответы на эти вопросы. Когда мы раскладываем эмоции на составляющие и понимаем их природу, теряется их сила, и наше здравомыслие начинает преобладать.
Бережно к собеседнику. Проявление эмоций в общении между собеседниками может быть разными по силе и по продолжительности. Научитесь считывать эмоции собеседника так же анализируя причину их возникновения. Распознавание эмоций собеседника может в корне менять ситуацию и предотвращать конфликты. Например, зачастую за агрессивным проявлением на самом деле стоит чувство страха. «Где ты быыыыыл!!!! Почему не отвечал на звонкиии!!???» может означать «Я так за тебя волновался, мне очень страшно потерять тебя!». Иногда достаточно озвучить «перевод» эмоций собеседника для предотвращения катастрофы: «Ты вероятно за меня очень волновался и переживал, понимаю тебя (на твоем месте я чувствовал бы то же самое), давай вместе придем в себя и я объясню тебе почему так вышло».
Бережно к себе и собеседнику. Берите паузы. Если вы чувствуете, что вас накрывает эмоциональный тайфун, – выдерживайте паузу прежде, чем ответить собеседнику. Чем длиннее расстояние между раздражителем (ситуацией) и реакцией (проявлением эмоций), тем осознаннее происходит ответное действие.
Большой ошибкой является надстройка поверх негативной эмоции (гнева, ярости, злобы, отчаяния) искусственно вызываемая позитивная эмоция и фальшивая «улыбка», в которую на самом деле вы не верите. Это провоцирует усугубление стресса, который бьет по организму.
Не поддавайтесь эмоциональным реакциям своего тела. Орать, когда ты в гневе и биться, как ребенок, в истерике не стоит однозначно. Как минимум, вас перестанут воспринимать всерьез те, кто это видит, особенно провально подобное поведение выглядит в глазах подростков. Самая большая потребность этого возраста у ваших детей – стабильный взрослый.
Управление эмоциями и чувствами – это мастерство, которым невозможно овладеть за один день и даже за неделю. Вам придется работать с собой, если вы хотите сберечь отношения с вашим подростком. Поощряйте сами себя за маленькие победы. Например, если вам сегодня в провокационной ситуации удалось удержаться и не перейти на крик, то вы уже достигли успеха.
Берегите семью!
А чтобы набраться позитивных эмоций и оставить приятные семейные воспоминания, приходите с детьми и родителями на праздник «Воздух», который состоится 12 июня 2024 года в локации Фонда «Золотое сечение» на Ясной, 5.