12 учителей математики из Свердловской области прошли сложный отбор и попали на стажировку в Загородный образовательный центр «Таватуй» на смену, когда здесь проводили интенсив по этому предмету. Перед наставниками стоит сложная, но интересная цель: пробудить у школьников интерес к математике настолько, что ребята начнут участвовать в олимпиадах, самостоятельно изучать больше, чем предлагает учебник, искать самые заковыристые задания и радоваться тому, что удалось понять и решить их. Руководил стажировкой Максим Першаков, член жюри регионального этапа ВсОШ, преподаватель городского кружка по математике «Hogmaths», директор Школы Юных Математиков ИЕНиМ УрФУ, составитель олимпиады «Изумруд» и «Вузовско-академической олимпиады» по математике. Когда-то он сам прошёл через систему ВсОШ в качестве участника:

Максим Першаков, руководитель стажировки по математике Фонда «Золотое сечение»:

«В своё время я стал призёром регионального этапа ВсОШ. Фактически я ни у кого не обучался, кроме педагога, а занимался сам. Мне помогали уроки дополнительной математики в школе – какую-то базу олимпиадных задач из них получалось узнавать. Но сказать, что я на тот момент был сильным олимпиадником, не могу. Сейчас у ребят, несомненно, больше возможностей в плане олимпиадной подготовки. Есть и специальные кружки, и разборы заданий доступны в интернете, и школьные учителя больше знают об олимпиадах, и Фонд «Золотое сечение» уделяет этому большое внимание. На первом курсе вуза я стал преподавать, организовал кружки в своей школе, всё так же ездил в лагеря на летние смены. Именно тогда я познакомился со многими действующими преподавателями олимпиадных кружков Екатеринбурга. Значительную роль сыграла их помощь и приглашения в различные школы и на турниры. Теперь меня считают экспертом в олимпиадном движении Свердловской области.

– Что делать педагогам, чтобы воспитать олимпиадников?

– Это не задача школьного учителя – задача заключается в воспитании грамотного математика. Олимпиада – это уже дополнительная проверка того, насколько ребёнок увлечён, понимает предмет и готов двигаться дальше в этом направлении. Преподавателям под силу внедрять задачи повышенной сложности по темам школьной программы, проводить математические игры, рассказывать базовые олимпиадные темы. Если в какой-то момент у его учеников возникают затруднения, важно вовремя направить обучающегося к преподавателям олимпиадной подготовки. А насколько ему будет комфортно заниматься, значительно зависит от полученных в школе знаний и навыков.

Несмотря на то, что олимпиадное движение за последние 10–15 лет вышло на новый уровень, грамотных в области олимпиадной математики преподавателей всё ещё немного. Дело касается не только организации и проведения кружков, но также проверок олимпиад, консультаций перед ними, и вообще, если в классе появляется сильный ребёнок, способный и желающий самостоятельно готовиться к олимпиадам, учителям бывает тяжело помочь ему по ряду объективных причин.

Именно, чтобы помочь школьным наставникам, было решено провести стажировку в Загородном образовательном центре «Таватуй». Основная цель – повышение знаний и компетенций в области олимпиадной математики с дальнейшим их применением при общении с учениками и организации олимпиадных кружков в школе.

Поначалу хотелось пригласить всех желающих из муниципалитетов Свердловской области, но заявок оказалось настолько много, что пришлось провести специальный отбор. В итоге в «Таватуй» приехали 12 преподавателей как из Екатеринбурга, так и из других муниципалитетов Свердловской области. На занятиях обсуждалось, как можно построить программу для ведения кружков в некоторых классах, способы и формы проведения занятий, были разобраны некоторые олимпиадные темы. Конечно же, мы обсудили разные сложности, с которыми сталкиваются учителя, а также строили планы на будущее. Сейчас задумываемся о создании специального дистанционного курса по олимпиадной математике для преподавателей.

По словам участников стажировки, знаний они получили много – теперь они ждут сентября, чтобы применить данные методики на своих занятиях в классе. Фонд «Золотое сечение» продолжит работу с педагогами по разным предметам, ведь это необходимо для формирования сильной олимпиадной команды региона.