Сильный педагог знает: никогда нельзя останавливаться на достигнутом – всё время нужно учиться новому. Особенно если цель – воспитать олимпиадника.
На летних сменах в Загородном образовательном центре «Таватуй» прошла серия стажировок для учителей, которые хотят активно продвигаться в олимпиадном движении, вовлекать в него своих учеников.
Специальные курсы были организованы и по предмету «История». О том, как они проходили и над чем работали педагоги, рассказывает Егор Афанасьев, руководитель ООО «Олимпиадные Практики» — партнера Фонда «Золотое сечение».
Егор Афанасьев, руководитель ООО «Олимпиадные Практики»:
«Очень часто сами школьники и их родители не знают, какие возможности открывает перед ними участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Речь идёт как в целом о состязании и тех возможностях поступления и развития, которые она предоставляет, так и об образовательных программах, которые доступны для подготовки непосредственно к олимпиадам.
Олимпиадники, вне зависимости от предмета, — это в первую очередь невероятно самостоятельные и пытливые ученики, которые готовы с головой погружаться в свой предмет. Задача взрослых видится в том, чтобы создать все условия, показать путь к их успеху, чтобы раскрытие их потенциала в олимпиадном деле прошло комфортно и в нужном направлении.
Если говорить об отличиях формата олимпиады от того же Единого государственного экзамена, то основное, конечно, — требование от учеников намного более глубокого анализа разнообразных по своему типу источников, что предусматривает серьезное погружение в предмет и наличие аналитических навыков. Впрочем, широта ожидаемых навыков вовсе не исключает малое внимание к фактологической стороне вопроса — детям необходимо иметь крепкую базу знаний, причем не только по отечественной, но и по всеобщей истории: вопрос дат или имен при решении олимпиадного теста, в отличие от тестов формата ЕГЭ, не является центральным — подразумевается, что он уже не стоит для участников олимпиады, и они могут успешно использовать свои базовые знания для глубокой работы с историческими источниками.
Опыт показывает, что основная проблема заключается в том, что далеко не всегда образ олимпиадника совпадает с образом типичного «успешного школьника-отличника». Это очень часто не тот человек, который делает всё по всем предметам вовремя и на определённом уровне. Мы говорим про горящего делом человека, который выходит за рамки учебника, которого ему мало и который ему скучен. Он в курсе эксклюзивных сюжетов и задает вопросы, пребывая в культурном и — даже бы подчеркнул — контекстуальном окружении истории.
То есть такого ученика нужно выявить, выделить и помочь ему раскрыть свой потенциал.
Во время стажировки в Загородном образовательном центре «Таватуй» наша работа с преподавателями была во многом сфокусирована на аспектах творческих туров олимпиады. Мы постарались показать не только то, чем для самих детей и школьной системы отличаются задания олимпиад, но и как мы можем помочь детям в совершенствовании своих навыков анализа исторических источников, а также выражения собственных идей в рамках академического текста. Именно поэтому участники нашей смены получили опыт не только самостоятельного решения заданий олимпиад, но также проверки реальных работ учащихся по критериям Всероссийской олимпиады школьников и даже составления собственных заданий этого формата, получив обратную связь по каждому из этих элементов своеобразной практики.
Безусловно, такие стажировки будут полезны всем школьным преподавателям истории – ведь в итоге всё это ради наших учеников, их знаний и достижений. Потому, если у вас представится возможность отправиться в «Таватуй» в следующий раз, обязательно подавайте заявку. Это много практики, общение с единомышленниками, вдохновение, поиск нового подхода к ребятам.
И сильнее поддерживайте своих школьников во время учебного года. Очень частой проблемой является банальное незнание учащимися своих возможностей или неверие в свои силы. Кто ещё придаст им уверенности, если не мы?!»
Команда Фонда «Золотое сечение» — регионального оператора ВсОШ полного цикла — напоминает, что в Фонде действует школа «ОлимпАктив», подготовлен целый ряд образовательных программ для школьников, которые хотят попробовать себя в олимпиадах.