В конце июня обучающиеся Фонда «Золотое сечение», школа «Медиапрорыв» выпустили первую собственную газету. Ребята и ранее имели возможность публиковать свои материалы на сайте регионального центра, но печатное издание появилось впервые. Оно стало итоговым, отчётным результатом годового образовательного цикла.

Виктор Белимов, наставник регионального центра, директор центра общественных связей Уральского института управления – филиала РАНХиГС говорит, что в век высоких технологий и интернета именно школьники выбрали такую форму:

Виктор Белимов:

«Интерес к бумажной версии проявили сами ребята. И не только потому, что на встречах с мастерами журналистики они не раз слышали о волшебном, пленительном запахе свежеотпечатанных газет или журналов. Дело в том, что принципы эргономики (эффективного распоряжения пространством), удобочитаемости, композиционной целостности и, наконец, дизайнерской красоты – вполне универсальны. То есть, не важно, верстаешь ты электронную или бумажную газету, в основе работы ты все равно руководствуешься одними и теми же правилами. И учиться этим правилам лучше всего при создании газетных или журнальных полос.

В этом случае более наглядны пробелы тех или иных знаний, более очевидны ляпы, недочеты и недоработки. В электронных изданиях, я уж не говорю о социальных сетях, спрос на качество размещения материалов не слишком высок, прямо скажем. А при сборке классической газетной полосы уровень мастерства дизайнера должен быть сильно выше, как и запросы читателя. Возможно, я буду лучше понят, если напомню, что уроки каллиграфии в японских школах сохраняются до сих пор именно по просьбе современных дизайнерских компаний. Потому что, если ребенок усвоил базовые «навыки создания красоты», он потом будет ими руководствоваться в любом формате – хоть возделывая свой приусадебный участок, хоть управляя компьютерной «мышкой» или джойстиком.

Конечно, в процессе верстки ребята познакомились с историей газетного дизайна. Мы с известным екатеринбургским медиа-дизайнером Владимиром Васильевым рассказали юнкорам и о строкомерах, и о разных типах печати, начиная с высокой, где каждую новую строчку отливали из свинца. Это добавило романтизма в нашу со школьниками работу. Наверное, каждый учащийся ощущал себя в какой-то степени Гутенбергом или Иваном Фёдоровым. Уверен, такой скачок в легендарное историческое прошлое полезен для современного подростка с самых разных точек зрения. Но наиболее важным для нас как педагогов все же было практическое освоение обучающимися принципов работы с пространством текста и иллюстрациями.

Кроме того, каждый юнкор с раннего возраста формирует свое журналистское портфолио. Это важно иметь для поступления на журфак, где есть творческий конкурс. И наиболее ценные страницы такого портфолио – это не характеристики и дипломы, а сами материалы – тексты и сюжеты, у которых есть аудитория, которые получили читательское или зрительское признание. Журналист – это не писатель, он не может работать «в стол». Наличие своей фамилии под выстраданным текстом, который может прочитать кто угодно, это крайне важно для профессионального самосознания юнкора. Это дает «крылья». Радость и волнение, с которыми наши ребята-журналисты ожидали пилотный выпуск «В общем», – это совершенно особое состояние и ощущение. Именно так растет и развивается ответственная творческая личность.

Идеи для выпуска, как и само название газеты, ее цветовую гамму, предложили ребята. В итоговый выпуск вошли как темы, которые волнуют подростков, так и общегородские проблемные вопросы, например, качество работы общественного транспорта в Екатеринбурге. Тема этой публикации возникла после того, как мы начали обсуждать, почему ребята стали чаще опаздывать на занятия. Дело было зимой, в морозы. Это добавило остроты. Мы начали разбираться, почему так организована работа общественного транспорта и, судя по всему, эта тема будет «долгоиграющей». Теперь нас ждут в учебном центре Гортранса, где готовы рассказать, почему люди не очень охотно идут работать в эту систему. У нас появился рабочий контакт с транспортным комитетом мэрии. Одним словом, механизм исследования проблемы запущен. Есть темы, которые появляются из пресс-релизов. Например, из общей рассылки мы узнали, что будет презентация книги известного философа, увы, уже покойного, Александра Лучанкина о буллинге и тролинге. Ребята сходили на эту презентацию. Но как это и бывает у журналистов, оказалось, что писать нужно не о том, о чем изначально планировали. Важным, как выяснилось, является не то, о чем эта книга, а то, как она была написана. Книга стала результатом случайной, но очень крепкой дружбы взрослого философа и группы дворовых подростков… Все эти повороты мы обсуждаем вместе, пытаемся нащупать тему, развить ее, или как мы иногда говорим «нарастить скелет мышцами». В пилотном номере и главный редактор, и ответственный секретарь – преподаватели образовательных интенсивов Фонда. Но у них уже есть дублеры из числа юнкоров. Дальше уровень самостоятельности подростков будет только расти. На первом этапе важно было показать, как работает вся технология производства газеты – от и до. В противном случае любой юный редактор или бильд-редактор мог бы сломаться под грузом растущей неопределенности и неизвестности. Теперь, когда тропка протоптана, ребятам будет легче идти: от номера – к номеру. Что важно будет усвоить дальше, помимо принципов дедлайна, это то, что проще объяснить фразой «Давайте попробуем еще раз». На мой взгляд, это самая замечательная фраза, которая питает настоящих творцов. Нужно пробовать еще и еще раз, по-разному, по-новому, с другим зачином, с иной концовкой, не с этой фотографией, а с другой. Вот чему мы с ребятами на самом деле учимся – стремлению к совершенству, одержимости, неуспокоенности на достигнутом. Но также и четкости, стройности, размеренности. Потому что однажды придется нажать одну-единственную кнопку и выдохнуть: «Все, ушло в печать»… И создавать новый файл.

Отмечу, что в Свердловской области специальные СМИ для подростков существуют на уровне школ, причем, среди них есть вполне приличные. На муниципальном уровне кое-где работают неплохие подростковые редакции, например, в Нижнем Тагиле, Новоуральске. Эти ребята приезжают на образовательные интенсивы «Золотого сечения». Они на голову выше остальных, но всегда признают, что и им есть, куда расти и учиться. В целом подростковая пресса могла бы на Урале развиваться более интенсивными темпами.

Я сам, будучи школьником, зачитывался в конце 80-х годов подростковыми страницами «Алый парус» в газете «Комсомольская правда» (ее тогда возглавлял Владислав Фронин – нынешний главный редактор «Российской газеты») и понимал, что эти школьники помогают взрослым вскрывать такие темы, до которых те сами вряд ли бы дошли. Сейчас таких СМИ очень не хватает ребятам.

Если говорить в целом, то качественная журналистика – это очень важный ресурс для развития региона и его конкурентоспособности на рынке инвестиций. Журналисты, которые помогают искоренять недостатки (или как образно говорят, «помогать тем, кто в беде и тревожить удобно устроившихся»), высоко ценятся в обществе. Что же касается молодых, начинающих журналистов, то у них все душевные рецепторы настроены на очень тонкое восприятие. Они максималисты, борцы за справедливость, пассионарии. Тем важнее дать этим ребятам понимание ответственности за публичное высказывание, рассказать об этических нормах, предостеречь от случаев, когда журналист вольно или невольно забывает о принципах своей профессии».

В Фонде «Золотое сечение» очень рады успехам обучающихся и готовы предоставить весь спектр инструментов, необходимых школьникам для развития и достижения очередных побед. Газета стала наглядным итогом годовой очной образовательной программы «Медиапрорыв».

Обучающиеся смогут сохранить её как свой первый печатный труд. Уверены, что знания, полученные в рамках программы, будут полезны ребятам в их дальнейшей профессиональной деятельности. И конечно, региональный центр готов предоставлять свои информационные интернет ресурсы для публикации интересных материалов от наших юнкоров.