На площадке Фонда «Золотое сечение» состоялось совещание «Городской проект «Шахматы в школах»: итоги, трансформация, прогрессия», на котором представили обновленную концепцию этого сетевого проекта.
К участию были приглашены руководители школ, которые уже ввели обучение этой игре в качестве обязательного предмета с 1 по 4 класс.
Жанна Дербышева, заместитель директора Фонда «Золотое сечение» выступила с напомнила, что за время работы проекта в него вошли 75 школ Екатеринбурга, были проведены соревнования для обучающихся 1-4 классы, ведётся методическое сопровождение педагогов.
Жанна Дербышева, заместитель директора Фонда «Золотое сечение»:
«Как региональный координатор мы видим ключевую цель следующего года в следующем:
1. Знакомство участников проекта с различными методиками шахматного образования, практиками реализации проекта на уровне муниципалитетов.
2. Развитие и поддержка профессионального сообщества. Установление связей между различными школами и муниципалитетами способствует формированию сообщества, в котором участник могут обмениваться идеями, ресурсами и поддержкой. Активные и заинтересованные участники становятся своеобразными амбассадорами и драйверами этого проекта на местах.
3. Стимулирование и поддержка школ и педагогов через систему показателей эффективности, что позволит не только отслеживать результаты, но и поддерживать мотивацию и вовлеченность участников».
Обновлённую программу педагогическому сообществу представила Ольга Бабченко, заместитель начальника Департамента образования г. Екатеринбург. Она поблагодарила дирекцию школы №180, которая в своё время стала ресурсным центром проекта «Шахматы в школах» в Екатеринбурге. Напомним, именно здесь были апробированы многие инновационные подходы и методики в обучении шахматам и через шахматы.
Ольга Бабченко, заместитель начальника Департамента образования г. Екатеринбург:
«У нас нет задачи научить играть как спортсмены – есть цель обучить применять эти принципы на всю деятельность: видеть последовательность действий, возможные варианты развития событий, просчитывать ходы соперника, выстраивать логику, понимать правила. Шахматы и ежедневная учебная деятельность являются неразрывным процессом».
Ольга Ивановна заявила, что теперь выездные интенсивы для педагогов станут традиционными, будут функционировать методические объединения педагогов, а также проработана система событий в шахматной жизни городских школ.
Она обратила внимание педагогов, что необходимо начинать обучать игре дошкольников, а также вовлекать в этот вид спорта всю семью, поскольку это позволяет объединять родителей и детей, давать им возможность лучше понимать друг друга, укреплять моральный дух семьи.
Ольга Бабченко сделала отдельный акцент на пользе обучению через шахматы для ребят с ОВЗ.
Современные исследования показали, что они положительно влияют на детей с ограниченными возможностями здоровья. Так ребята становятся более уравновешенными, внимательными, терпеливыми, больше подвергают анализу свои действия и показывают успехи в учёбе. У них вырабатывается усидчивость, повышается концентрация внимания на одном процессе. Они начинают лучше ориентирования на плоскости, что необходимо для развития ориентировки в пространстве. Игра учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, а также помогает усвоить навыки общения, ведь здесь всегда нужен партнёр. Это помогает социализации ненормотипичных ребят.
В этом учебном году шахматам в общеобразовательных школах Екатеринбурга обучаются порядка 10 тысяч учеников с 1 по 4 класс. Как отмечают сами наставники, это позитивно влияет на многие аспекты их обучения и жизни.
Во время совещания педагогов познакомили с руководителем нового городского ресурсного центра проекта «Шахматы в школах» – это Яков Сосновских, директор СОШ №44.
Он рассказал об интегрированных уроках, когда шахматы в начальной школе преподаются вместе с другими предметами: математикой, русским языком или окружающим миром.
Он в своём выступлении привёл цитату великого советского педагога Василия Сухомлинского: «Шахматы — превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».
Яков Михайлович и его коллеги провели мастер-класс для участников совещания по работе с первоклассниками на интегрированном уроке шахмат. Как отметили учителя после совещания, в начальной школе с обучающимися играют не в шахматы, а с шахматами, что позволяет их ученикам легче усваивать школьный материал, а также делает их более общительными и открытыми друг к другу.
Организаторами события выступили Департамент образования Администрации города Екатеринбурга, информационный координатор и и соорганизатор программы Фонд «Золотое сечение», Федерация шахмат Екатеринбурга.
Презентации, которые были представлены на совещании, уже размещены на странице проекта «Шахматы в школах» на сайте Фонда «Золотое сечение».