Ко Дню российской науки Фонд «Золотое сечение» подготовил специальный проект, в котором разбираемся, что такое интеллект, каким он бывает и можно ли его прокачать или гениальность – это врождённое.

Сегодня говорим о важном для каждого члена общества – о социальном интеллекте.
Лидия Гаврилова, эксперт лаборатории психолого-педагогического сопровождения Фонда «Золотое сечение»:

«Человек априори не может существовать в одиночку. Успех институтов, корпораций и компаний, которые развивают и двигают науку и технику во многом зависит от грамотно выстроенного взаимодействия между членами их коллективов, способности договариваться и учитывать интересы других. Ни одно изобретение не уйдет дальше стола изобретателя, если его не заметит, признает и внедрит в производство кто-то еще. Человеку нужен человек. И здесь место для проявление вашего социального интеллекта.

Каждая наука даёт своё определение термину «социальный интеллект». С точки зрения психологии в широком понимании – это способность человека прогнозировать межличностные события на основе готовности к социальному взаимодействию.
В бытовом смысле социальный интеллект – это компетентность человека принимать адекватные ситуации решения.
Низкий уровень социального интеллекта и высокий уровень коэффициента умственного развития (IQ) могут не совпадать, и это не редкое явление. Такой разрыв может очень усложнять жизнь человека, так как любые высокие достижения, открытия и изобретения должны быть признаны обществом, внедрены в науку, производство, культуру человечества – иначе они бесполезны.

Низкий уровень социального интеллекта часто становится препятствием для развития IQ. Неумение взаимодействовать с коллегами, одноклассниками или одногруппниками может привести к тому, что человека не поймут, не поддержат в нужный момент, будут препятствовать его развитию или вовсе с ним конфликтовать. Даже глубокое погружение в науку и разработка инновационной технологии может оказаться незамеченной, если ученый не смог представить в своем сообществе данный проект должным образом, не смог вступить в диалог, грамотно ответить оппонентам, заинтересовать бизнес и тому подобное.

СИ положительно влияет на продуктивность человека и даже его здоровье. Исследования показывают, что люди с высоким СИ более оптимистичны, позитивнее других, меньше страдают от стресса и более адаптивны.
Большинство современных психологов считают, что примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает именно социальный интеллект.

Можно выделить три группы критериев, по которым можно оценить уровень социального интеллекта у человека: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Для оценки уровня развития социального интеллекта (далее-СИ) существует множество специальных методик и батареи тестов, которые используют профессионалы (психологи, педагоги, социологи).

Грубо оценить уровень своего СИ можно с помощью вопросов, которые необходимо задать себе самому:
– Что я знаю об окружающих меня людях (в школе, в семье, в другом окружении), насколько хорошо я их знаю (особенности личности, привычки, страхи, уязвимые точки)?
– Знаю и понимаю ли я специальные правила и алгоритмы действий, по которым необходимо вести себя в школе, дома, в гостях, на улице, в кабинете врача, в транспорте, в музее и других местах.
– Всегда ли я понимаю, чего ждут от меня другие люди или какие действия я должен совершить в стой или иной ситуации?
– Хорошо ли развита моя социальная память — на имена, лица, профессии и должности?
– Насколько я способен адекватно воспринимать и оценивать наблюдаемое поведение других людей в рамках социального контекста (правильно ли ведет себя человек в данной конкретной ситуации)?
– Могу ли я называть эмоции, которые испытывает другой человек и я сам?
– Могу ли я сформулировать планы собственных действий и действий других людей?
– Могу ли я отслеживать свое собственное развитие? Провожу ли я рефлексию собственного развития, понимаю ли я какие дефициты у меня есть и над чем необходимо поработать? Могу ли я оценивать свои и других людей альтернативные возможности?
– Могу ли я чувствовать близких людей на интуитивном уровне? Например, могу ли я заподозрить недосказанность или грусть в глазах у веселого человека?

Эмоциональную составляющую можно оценить по следующим вопросам к себе:
– Какова моя социальная выразительность? Мои эмоции и внешние проявления всегда уместны ситуации?
– Какова моя эмоциональная чувствительность? Умею ли я распознавать эмоции, понимать что чувствую другие и сопереживать им?
– Как у меня обстоят дела с эмоциональным контролем? Насколько проявление эмоций адекватно ситуации? Могу ли я преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм?
– Умею ли я регулировать собственные эмоции и собственное настроение? Быстро ли прихожу в себя после волнительных моментов?

Поведенческую часть:
– Могу ли я считывать эмоциональные посылы от других людей, даже если они пытаются скрыть это?
– Всегда ли я пониманию мотивы и причины поступков других людей? А свои собственные?
– Умею ли я по-настоящему выслушивать собеседника и в моменте сопереживать ему?
– Понимаю ли я юмор? Комфортно ли мне с людьми с высоким чувством юмора? Доставляют ли мне истинное удовольствие тонкие шутки?
– Способен и готов ли я работать совместно с другими людьми? А к коллективному творчеству?
– Умею ли я объяснять что-либо и убеждать других? Понятно ли я излагаю свои мысли?
– Способен ли я уживаться с другими людьми, даже если они мне не нравятся? Хорошо ли я умею предотвращать/решать/сглаживать конфликты и выходить из них?
– Как обстоят дела с моей социальной ответственностью – всегда ли соблюдаю правила, веду себя уместно социальной ситуации и готов нести личную ответственность за свои поступки?
– Быстро ли я адаптируюсь в новых социальных условиях? Например, при поездке в новое место стараюсь быстро сориентироваться и следовать правилам того общества, где оказываюсь.
Чем больше положительных ответов на эти вопросы вы получили, тем выше уровень вашего СИ.

А что делать, если отрицательных ответов больше и СИ слабый?
Развивать! Для развития СИ самым чувствительным считается период до 7 лет, а далее в течение всей жизни происходят «надстройки». Вот как раз с надстройками можно работать в любом возрасте.
Когнитивную сферу СИ можно развивать с помощью освоения новых знаний об обществе, о развитии человека и закономерностях развития его психики…. Изучать физиологию, психологию, философию, социологию, обществознание, историю и другие науки. Не даром в высших учебных заведениях эти предметы являются базовыми, независимо от специальности, на которую поступили студенты.
Как развивать эмоциональный интеллект как составляющую СИ можно посмотреть здесь.

Поведенческая часть СИ развивается на основе опыта взаимодействия с людьми. Здесь прослеживается закономерность: чем шире круг общения и разнообразней сообщества, тем более качественный опыт мы получаем. В этом смысле хорошо, когда у человека большая разновозрастная и разнополая семья, много друзей, знакомых и приятелей, с которыми он взаимодействует.
Если вы действительно испытываете сложности во взаимодействии с другими людьми и с самим собой, то тут поможет психолог.
А ещё нужно искать сообщества себе подобных в школе, в организации дополнительного образования, в объединениях по интересам. Кроме того, современный мир располагает ресурсами общения вне пространства и даже времени. Интернет позволяет знакомиться и обмениваться опытом, мыслями, знаниями с другими. Часто из знакомства онлайн рождается настоящая дружба офлайн.

А что касается Искусственного интеллекта, то у него нет и не может быть социального интеллекта, так как основой для его появления является интерес и потребность в познании. А это человеческие черты»


Как видите, социальный интеллект необходим для успешной жизни в обществе и комфортного взаимодействия с другими людьми. Особенно в науке. Ведь время одиночек прошло, а все прорывные открытия совершаются группой учёных, иногда из разных сфер науки.