В заключительном этапе ВсОШ по математике за 2024-2025 учебный год трое участников из Свердловской области завоевали статус призёра. Это Максим Щеткин (9 класс, МАОУ гимназия №9, г. Екатеринбург), Даниил Быканов (11 класс, СУНЦ, г. Екатеринбург) и Ярослав Коновалов (11 класс, СУНЦ, г. Екатеринбург).

Чтобы у региона и в будущем были призёры и победители в столь важных интеллектуальных состязаниях, необходим крепкий тренерский состав – учителя, которые могут выявить ребят, талантливых в предмете, вовлечь в олимпиадное движение и научить правильно подходить к решению заданий.

Во время III летней смены в Загородном образовательном центре «Таватуй» состоялся интенсив для ребят, нацеленных на победы в олимпиадах, а также стажировка для школьных учителей, которые хотят подготовить будущих призёров престижных соревнований
Руководителем стажировки стал Михаил Подаев, преподаватель математики ООО «Олимпиадные Практики», школы ЦПМ, «Сириус», кандидат наук.

Михаил Подаев, преподаватель математики ООО «Олимпиадные Практики», школы ЦПМ, «Сириус», кандидат наук: 

«Стажировка предназначена для учителей математики, которые заинтересованы в развитии своей квалификации в области олимпиадной математики и поиске новых подходов к работе с мотивированными учащимися. Особенность в том, что она рассчитана не столько на уже опытных тренеров, сколько на тех, кто готовится включиться в олимпиадную деятельность с нуля или с небольшим опытом. Участие позволяет получить не только методические знания, но и погружение в практику и обсуждение рабочих кейсов.
Попасть в «Таватуй» можно было через заявку или приглашение, но жесткого конкурсного отбора не проводилось. Акцент — на открытость и мотивацию участников, а не на уровень уже достигнутых успехов.

Во время курса основные направления работы включали следующее:
Изучение тем базового олимпиадного ядра, встречающихся в начальных турах ВсОШ и других соревнований:

  • логика и комбинаторика,
  • методы перебора и инварианты,
  • геометрия и нестандартные подходы в алгебре,
  • задачи на построение, доказательство, контрпримеры.

Методика организации кружков и факультативов:

  • как привлекать школьников,
  • как удерживать мотивацию,
  • как структурировать программу по уровням сложности и возрасту.

Подготовка к массовым и отборочным соревнованиям:

  • математические бои, командные турниры,
  • муниципальный и региональный этапы ВсОШ,
  • внутренняя диагностика способностей учащихся.

Также активно шло обсуждение типичных ошибок учеников и учителей при разборе олимпиадных задач и подходов к их объяснению, ведь нам важно донести до ребят информацию так, чтобы они воодушевились и всё поняли правильно.
Также мы постарались отработать несколько ключевых навыков и подходов, которые позволят эффективно выявлять у себя в классе перспективных ребят.

Ключевое умение – распознавать потенциал школьника по нестандартному мышлению, а не по текущим школьным оценкам. Это означает внимание к:

  • интересу к задаче, даже при отсутствии полного решения;
  • оригинальным ходам в решении, пусть даже не доведенным до конца;
  • терпению к сложным формулировкам и увлечению самими идеями.

Необходимо ввести практику совместных решений нестандартных задач. А это значит нужно проводить регулярные мини-семинары, где ученики решают вместе с учителем, а не ожидают «выдачи» готового решения; обсуждать разные подходы, подталкивать к вопросам «почему» и «а если иначе».
Важно сменить оценку с правильности на подход – не просто засчитать или не засчитать ответ, а отметить, что именно в рассуждении ученика ценно, даже если оно не привело к ответу.

Конечно же, разговаривать вне формата урока – задавать открытые вопросы, выяснять интересы, предлагать задачи «не для оценки».
При работе с учениками во время подготовки ко ВсОШ педагогу стоит обращать внимание на несколько моментов. Не просто объяснять задачи, а направлять и сопровождать: советовать кружки, школы, лагеря, связывать с опытными наставниками. Нужно помогать ученику выстраивать маршрут развития, ставить цели и формировать план подготовки. 

Следить за стилем мышления ученика: кто тянется к алгебре, кто — к геометрии, кому ближе комбинаторика; кто работает быстро и интуитивно, а кто глубоко и методично — каждому нужны свои задачи.

Подбирать задачи нужно с вызовом, но не с барьером – задачи, которые не решаются «по шаблону», но при этом имеют шанс быть решенными при достаточном упорстве и интересе. Важно избегать как задач «на отсеивание», так и слишком простых.

Формировать культуру разбора задач, чтобы ученик сам учился анализировать, где ошибся, видел красоту решений и связи между задачами.
Мой совет – создавайте комьюнити. Маленькая группа мотивированных учеников всегда помогает друг другу развиваться. Внутри всегда идёт обмен идеями, тренировки, дискуссии… Всё это повышает интерес к предмету и устойчивость к неудачам».

Команда Фонда «Золотое сечение» продолжит работу с педагогами Свердловской области для формирования олимпиадной сборной региона. Ведь именно талантливые и опытные учителя помогают выявить одарённых учеников и привести их к победам в различных интеллектуальных соревнованиях.