Накануне нового учебного года в Екатеринбург приезжал Игорь Сухин, советский шахматист, кандидат педагогических наук, член Союза писателей России, методолог шахматного образования, автор учебников.

На площадке Фонда «Золотое сечение» для педагогов Свердловской области он провёл сессию «Шахматы в школе — школьное обучение или детское увлечение?». Здесь он поделился методиками, по которым сам работал с младшими школьниками, рассказал о некоторых принципах в подходе к школьным шахматам и о том, почему считает эту игру одним из самых удобных и эффективных инструментов для воспитания здорового и успешного человека.

Специально для читателей сайта Фонда «Золотое сечение» мы подготовили интервью с Игорем Георгиевичем.

Какова на Ваш взгляд, цель проведения уроков шахмат в начальной школе?

Более 30 лет назад видный методолог, д.пс.н. Н.Г.Алексеев и ваш собеседник независимо друг от друга выявили, что эта цель – развитие у детей способности действовать «в уме» (СДУ). СДУ – по д.пс.н. Я.А. Пономарёву, это одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство внимания, воображения, мышления и памяти и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов, не совершая с ними развернутых операций в пространстве.

Как обучение шахматам влияет на образовательную деятельность в школе и на восприятие учеником других предметов: математики, чтения, языка и других?

В курсе «Шахматы – школе» цель – нефорсированное, поэтапное развитие способности действовать в уме (СДУ), что имеет фундаментальное значение для начальной школы. Это связано с тем, что развитие СДУ необычайно важно для всех видов деятельности школьника, но в общеизвестных системах обучения СДУ целенаправленно не развивается. Междисциплинарный здоровьесберегающий курс «Шахматы – школе» является системным, так как:

1) в его основе – целостная система дидактических заданий и игр;

2) курс пронизан межпредметными связями и представляет собой своеобразный квадрат «Математика, логика, чтение, язык», на пересечении диагоналей которого находятся шахматы;

3) задания курса образуют систему в виде постепенно расширяющейся спирали. Курс «Шахматы – школе» обеспечил России мировое первенство в решении теоретико-методологических и практико-ориентированных аспектов проведения уроков шахмат в школе и организации шахматных занятий в детских садах.

Как ваш подход к преподаванию шахмат помогает решить стратегические задачи по развитию естественно-научного и математического образования в стране?

Существуют два парадигмальных подхода проведения уроков шахмат в начальной школе.

В первом случае обучающихся учат играть в шахматы, а интеллектуальное развитие выступает как ожидаемый, но побочный результат.

Во втором, предложенном в 1980-е гг. академиком Б.С.Гершунским и реализованном нами, – на уровне целеполагания выявляется всё ценное, чем могут быть полезны шахматы для школы, и на этой основе разрабатывается научно обоснованный курс. Здесь шахматы рассматриваются как инструмент развития, и процесс обучения основам шахматной игры выступает как средство для достижения цели. Этот путь в мире пока реализован только в нашем курсе «Шахматы – школе». Именно он ориентирован на решение фундаментальных задач начальной школы. Не случайно серьёзное внимание уделяем отличиям курса «Шахматы – школе» от других курсов, так как они носят принципиальный характер:

1) либо процесс обучения элементам шахмат будет иметь серьёзную опору на науку, либо превратится в профанацию великой и правильной идеи;

2) либо это будет реальный урок развития интеллекта детей, либо нет;

3) либо урок шахмат будет способствовать здоровьесбережению, либо нет;

4) либо урок шахмат будет способствовать объединению детей, либо их разделению на победителей и проигравших;

5) либо от учителей начальных классов, проводящих уроки шахмат, будет требоваться то, что они способны качественно освоить и преподавать, либо нет.

Как Вы мотивируете детей на уроке шахмат?

Нами разработана «шахматно-задачная технология обучения», которая обеспечивает практически 100% положительную мотивацию, потому что технология работы – задачная, и неуспешных нет. Задачи – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик. Вы ученика удивили – он ваш! Настоящий урок шахмат в начальной школе, по нашему мнению, – это сочетание тайны, таинственности (по А.М.Волкову, автору книги «Волшебник Изумрудного года») и смеха, юмора (по Н.Н.Носову и Э.Н.Успенскому). Нет тайны – нет урока! Многолетняя практика показала, что для школьников задачи курса «Шахматы – школе» порой оказываются интереснее, чем игра в шахматы. Многочисленные опросы детей, с которыми занимались по нашему курсу, показали, что урок шахмат нравится всем ученикам. Есть мотивация – есть и успешность!

Вы занимаетесь этой темой уже много лет. Какие изменения вы видите в школьниках, которые обучаются по Вашей технологии?

Верно, я в данной теме более 45 лет. В 1980-е годы сначала опробовал свою шахматно-задачную технологию для интеллектуального развития своих дочерей. Поставил перед собой следующие задачи:

1) чтобы дочери учились на 4 и 5 по всем предметам школьной программы;

2) чтобы они научились выполнять домашние задания по всем предметам без помощи родителей;

3) чтобы они в дальнейшем успешно поступили в вузы.

Эта программа была перевыполнена: в школе они учились только на отлично, и обе стали золотыми медалистками. Домашние задания без проблем выполняли самостоятельно. Обе поступили в престижные московские вузы и окончили их с красными дипломами. А затем самостоятельно нашли престижную работу.

Всё это и стало задачами курса «Шахматы – школе», которые долгие годы успешно решаются при качественном преподавании курса в школах России. Наилучший опыт к сегодняшнему дню накоплен в Курганской области, Республике Саха (Якутия) и многих муниципалитетах других регионов. В России много замечательных тьюторов курса «Шахматы – школе», среди них особо выделю Наталью Борисовну Гвылёву (г. Екатеринбург) и Валентину Владимировну Акишину (г. Урай).

По вашему мнению, как аудитория восприняла ваше выступление в рамках сессии?

Приятно видеть большую заинтересованность Вашего региона в развитии реального шахматного образования. Фонд «Золотое сечение», Департамент образования и Федерация шахмат образовали поистине золотой треугольник в решении очень непростых вопросов, связанных с развитием школьников с помощью такого уникального инструмента, каким являются шахматы. Поэтому Вам удалось привлечь на курсы педагогов, заниматься с которыми было одно удовольствие. Эти курсы были проведены по первому году обучения, и было приятно, что после них «курсанты» выразили горячую заинтересованность в посещении курсов по второму году обучения.

Если педагоги захотят работать по Вашей технологии, что они должны сделать, на что обратить внимание?

Об этом всегда подробно рассказываю на курсах повышения квалификации. Курс «Шахматы – школе» – единственный в России, обеспеченный всеми составляющими: 1) рабочими программами 3–4 лет, 2) учебниками для каждого года обучения в начальной школе (в двух частях); 3) рабочими тетрадями (в двух частях); 4) тетрадями для проверочных работ; 5) задачниками; 6) дидактическими материалами. Вот важные отличия курса «Шахматы – школе» от других шахматных курсов: 1) он здоровьесберегающий, 2) научно обоснован, 3) максимально практико-ориентирован, 4) имеет свою технологию; 5) реализуется в двух вариантах: трёхлетний (со 2-го по 4-й классы) и четырёхлетний (с 1-го по 4-й классы); 6) доступен для учителей с нулевой шахматной подготовкой; 7) пронизан межпредметными связями; 8) диагностируем. У нас каждый урок – это одновременно: 1) урок-сказка; 2) урок-театр; 3) урок-игра (ведь Я.Коменский призывал дарить знания, шутя и играя; основа его подхода – «Школа-театр», «Школа-игра»); 4) урок-смех; 5) урок-тайна и многое другое. Часто учитель упускает из виду то, что лежит между условием задачи и ее ответом – он требуют получение ответа, не интересуясь ходом рассуждений ученика. В нашем курсе акцент сделан на ход мыслей ученика, который привел его к правильным или неправильным выводам.

Напомним, Фонд «Золотое сечение» является соорганизатором и информационным координатором проекта «Шахматы в школах», проводит турниры для ребят и конференции для педагогов, сотрудничает с лучшими наставниками по шахматам. В региональном центре по работе с талантами отмечают, что данная игра значительно способствует развитию учеников и способствует расширению их мировоззрения.