Можно ждать, когда у властей дойдут руки и они построят новую детскую площадку в вашем дворе или оборудуют сквер по соседству. А можно взять процесс в свои руки и добиться необходимых изменений благодаря программе инициативного бюджетирования.

Что это такое и как оно поможет улучшить жизнь в каждом муниципалитете Свердловской области, разбирались участники интенсива «Основы инициативного бюджетирования» в Загородном образовательном центре «Таватуй». Помогали ребятам наставники Елена Разумовская, профессор, доктор экономических наук, доцент, член-корреспондент РАЕ и Елена Овсянникова, руководитель программы «Основы инициативного бюджетирования», член координационного совета АРФГ, член общественного совета Министерства финансов Свердловской области, директор центра карьеры УрГЭУ. Образовательная программа прошла под эгидой Уральского государственного экономического университета.

Разобрались ли обучающиеся основами инициативного бюджетирования и какие проекты они разрабатывали на интенсиве, спрашиваем у Елены Овсянниковой:

– Наверное нужно начать с терминов. Что такое инициативное бюджетирование?

Это участие граждан в определении бюджетных расходов через выдвижение инициатив, приоритетов для местных жителей. То есть когда люди сами решают, что им сейчас необходимо построить: танцевальную площадку, кабинку тишины, сквер или что-то ещё. Основной смысл проекта инициативного бюджетирования — это уменьшить степень иждивенчества, вовлечь в процессы формирования среды как можно больше школьников и взрослых, дать им инструменты принятия решений. При этом обязательным условием является необходимость внести свой ресурс: подготовить проектную документацию, заявки заполнить и софинансировать. По закону, если население проявляет инициативу, то оно должно вложить собственные средства. Для сельских поселений это не менее 1% от требуемой суммы, для городских — не менее 5%. Это могут быть личные деньги граждан или спонсорские. Недостающие финансы выделит государство. На первой же встрече мы сказали ребятам: «Именно вы будете отвечать за наше общее будущее. А значит не нужно ждать, когда кто-то придёт, скажет, что делать или сделает всё для вас и за вас. Всё начинается с ваших инициатив». А чтобы школьники лучше усвоили теорию, мы предложили им выбрать Загородный образовательный центр «Таватуй» как объект для практики.
Елена Овсянникова
Руководитель программы «Основы инициативного бюджетирования», член координационного совета АРФГ, член общественного совета Министерства финансов Свердловской области, директор центра карьеры УрГЭУ

– Наверное, им было сложно, ведь это большой объём экономической информации, которую необходимо сразу перенести на практику.

Школьникам пришлось задуматься, что бы они улучшили в «Таватуе», провести исследования, опросы среди участников других образовательных программ. Ведь очень часто бывает, что только вы мечтаете о велосипедной дорожке, а ваши соседи хотят площадку для дрессировки собак или дополнительную парковку. И тут важно учесть все интересы, чтобы потом проект прошёл процедуру одобрения проекта. Необходимо показать жизнеспособность инициативы словом и делом. Во время интенсива мы дали возможность пройти все этапы процедуры от идеи до экспертизы. Я очень благодарна директору Фонда «Золотое сечение» Инне Денюш за то, что она предоставила обучающимся необходимые данные. Кроме того, Инна Казимировна приехала на защиты, внимательно выслушала и дала каждому участнику обратную связь. Это было очень ценно для понимания процессов. Ребята обрели веру в себя, в свои силы и возможности. После «Большого дня» они заявили, что готовы быть волонтёрами и кураторами, если их идеи будут приняты руководителями «Таватуя».
Елена Овсянникова
Руководитель программы «Основы инициативного бюджетирования», член координационного совета АРФГ, член общественного совета Министерства финансов Свердловской области, директор центра карьеры УрГЭУ

– Как вы думаете, по возвращению обучающихся в родные муниципалитеты, они будут использовать знания, полученные на интенсиве?

Могу сказать, что у участников большая осознанность: они готовы прорабатывать проекты, выступать амбассадорами направления инициативного бюджетирования у себя в городе, готовы встречаться со стейкхолдерами… Многие уже прямо во время интенсива начали задумываться о том, чтобы применить интенсивное бюджетирование дома. Теперь они знают, какую работу нужно проделать до того, как начать заполнять документы. Идеально было бы, если бы они смогли вовлечь в процессы своих одноклассников, родителей, педагогов, соседей. Хочу отметить, что во время интенсива дети были настолько увлечены процессом, что забывали про обед и перерывы — приходилось постоянно напоминать им, что и отдыхать важно. Для меня и моей коллеги Елены Александровны работа со школьниками стала интересным и важным опытом. Мы уже подумываем о продолжении, о том, как выстраивать далее образовательный процесс, как развивать программу. И я ещё раз убедилась, насколько важно при работе с детьми использовать нестандартную подачу информации, давать возможность коммуницировать с теми, кто заинтересован в проекте, с представителями власти, с заказчиками.
Елена Овсянникова
Руководитель программы «Основы инициативного бюджетирования», член координационного совета АРФГ, член общественного совета Министерства финансов Свердловской области, директор центра карьеры УрГЭУ

Интенсив «Основы инициативного бюджетирования» в Загородном образовательном центре проводился впервые. Однако Елена Юрьевна считает этот опыт очень удачным, а потому готовится однажды повторить интенсив для тех обучающихся, которые готовы брать на себя ответственность и воплощать в жизнь социально важные идеи.