Встреча руководителей 23-х региональных центров, созданных по модели Образовательного центра «Сириус», а также представителей власти Свердловской области состоялась в Екатеринбурге во время проектного офиса «Территория талантов». Организаторами и инициаторами выступили Фонд «Золотое сечение» при поддержке Правительства Свердловской области, Министерства образования Свердловской области и Департамента образования г. Екатеринбурга.
22 и 23 октября участники обсуждали вопросы поддержки молодых талантов и продолжение работы центров в рамках нового национального проекта «Молодёжь и дети».
Об особенностях региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи в Свердловской области рассказала Жанна Фрицко. Она подчеркнула, что в эту работу вовлечены все уровни и типы учреждений системы образования региона.
«У нас есть уникальный региональный проект — «Уральская инженерная школа», в рамках которой в части развития инженерных компетенций мы работаем с детьми, начиная с детского сада. Есть сеть образовательных организаций уровня общего образования, которая целенаправленно и системно работает в этом направлении. Специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета также работает над этим вопросом: в нём ребята могут освоить программы на углублённом уровне. Сеть организаций дополнительного образования Свердловской области также направлена на развитие способностей подрастающего поколения. Развита в регионе и сеть Кванториумов и IT-кубов. Через сеть базовых площадок работает региональный Дворец молодёжи. Кроме того, важно, что система образования плодотворно сотрудничает с представителями бизнес-сообщества. Совместная работа направлена на профориентацию ребят и создание условий для раскрытия их потенциала», — рассказала на мероприятии Жанна Сергеевна.
Игорь Барышев — руководитель ресурсно-методического центра Образовательного Фонда «Талант и успех» — приехал, чтобы поговорить о роли регцентров как ключевого звена поддержки молодых талантов в федеральных округах.
«Государство начинает смотреть на работу с талантами системно. Появляются хакатоны, специализированные классы в общеобразовательных школах. Если более 10 лет назад все специализированные учебные учреждения смотрели на «Сириус» с некоторым недоверием, то сегодня лучшие школы и вузы страны сотрудничают с нами.
На Федеральной территории появились свой университет, специальная музыкальная школа, спортивная академия… — мы строились на ровном месте. Но по стране всё сложнее — региональным центрам нужно встроиться в уже существующие структуры, разобраться в системе, договориться с игроками на уровне своих территорий, потому что в конечном итоге мы все работаем на экономическое развитие. Потому регцентр должен быть интегратором во всей этой истории. Нужно понимать, куда движется ваш регион, какие кадры будут необходимы здесь в ближайшей и дальней перспективе, вести комплексную работу по выявлению одарённых ребят и вести их. Есть ещё задача на перспективу – системная работа с ребятами на уровне вузов. Пока она не ведётся».
О том, как обстоят дела «на земле», рассказали представители региональных центров во время TED-сессии. Эксперты из Челябинска, Удмуртии, Тулы, Оренбурга и Приморья ответили на вопросы коллег, поделившись как сложностями и способами их преодоления, так и победами обучающихся, а также достижениями своих команд.
Константин Шевченко, заместитель Главы Екатеринбурга, отметил, что в современных экономических и технологических условиях необходимо научить детей работать над проектом от идеи до реализации, подготовить ребят к реальной жизни и профессиональному выбору. Кроме того, он рассказал, как устроена работа с одарёнными школьниками в Екатеринбурге, как поддерживают и развивают олимпиадное движение.
Спикерами первого дня стали Светлана Скользкова — директор Благотворительного Фонда «СКБ Контур», партнёра Фонда «Золотое сечение», которая рассказала на опыте бизнеса, как важно вести совместную работу по выявлению и воспитанию талантов – кадров для производственных компаний. Это и поддержка учителей, и совместные образовательные программы с Фондом «Золотое сечение» для детей, и различные мероприятия и стипендии для победителей Всероссийской олимпиады школьников, и многое другое. Такая деятельность позволяет привлекать в IT-отрасль большое количество ребят, которые уже поступают в вузы и идут на работу в передовые компании.
Ещё одним спикером первого дня стала Эльвира Архангельская – директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Уральская специальная музыкальная школа (колледж)», Заслуженный работник культуры РФ. Она показала, как на примере взаимодействия с Фондом «Золотое сечение» решаются вполне конкретные задачи по воспитанию и поиску одарённых ребят не только в Свердловской области, но и на соседних территориях, показала траекторию индивидуального развития и большого успеха победителей и призёров межрегионального конкурса исполнительского искусства «Золотая нота», который был в своё время организован совместно УрСМШ и региональным центром по работе с талантами.
А 23 октября все участники побывали в Загородном образовательном центре «Таватуй», где смогли оценить возможности кампуса Фонда «Золотое сечение» и продолжили работу в формате кейс-клуба. Здесь представители Фонда «Золотое сечение» на примере нескольких образовательных программ и проектов показали, как устроена работа по выявлению и сопровождению одарённых ребят в Свердловской области. Рассказали о юных журналистах, архитектурных интенсивах как методе формирования творческого мышления, о культурном коде в отражении народных промыслов и способах использования традиционных ремёсел в современном мире.
Кроме того, во время обсуждения много внимания было уделено развитию олимпиадного движения в регионах. Интеллектуальные соревнования являются фильтром по выявлению одарённых в разных предметах школьников, а также инструментом для поступления в вузы. В Свердловской области работает Школа ОлимпАктив, которая позволяет проводить системную, планомерную, многолетнюю подготовку к интеллектуальным состязаниям.
Эксперты также обсудили институт наставничества и необходимость работы с родителями обучающихся на примере проектов и программ Фонда «Золотое сечение».
Как отметили участники, главный итог такой плотной двухдневной работы – это возможность поделиться реальным опытом, действующими методиками и получить порцию вдохновения, мотивацию для дальнейшей работы в своих регионах.
Инна Денюш, директор Фонда «Золотое сечение», подводя итоги проектного офиса, отметила:
Во время работы проектного офиса «Территория талантов» мы смогли в режиме реального времени «сверить часы», выявить точки роста и сильные стороны, определить вызовы современности и найти свой ответ на них. Только объединив усилия властей, бизнеса, науки, образовательных организаций и регцентров, мы можем выстроить по-настоящему эффективную экосистему для выявления одарённых ребят и их сопровождения к профессиональному успеху.
Личные встречи, живой диалог — это тот катализатор, который позволяет нам не просто обмениваться лучшими практиками, а вырабатывать общие стратегические решения и методики, которые можно успешно применять в разных точках России.
Опыт показал, что самые прорывные идеи рождаются в живом общении. Именно так мы создаём единое образовательное пространство для всех талантливых детей страны, настоящую экосистему. Поэтому очень ценно и важно встречаться на таких мероприятиях, как «Территория талантов».
Эксперты договорились продолжить взаимодействие и после окончания мероприятия – уже в штатном рабочем режиме «Территории талантов».