Талантливые начинающие журналисты пишут о своих сверстниках – юных учёных, спортсменах, музыкантах, дизайнерах. На этот раз они делятся впечатлениями с выставки работ участников смены по направлению «Искусство», программа «Развитие творческого мышления».

Представляем материал Сергея Дубских и Дмитрия Гасанова.

Архитекторы детской мечты

Как выглядит профессиональный архитектор? Серьезный. В строительной каске. С тубусом чертежей под мышкой. Этот образ рухнул в глазах юных журналистов Загородного образовательного центра «Таватуй», когда они пересекли порог учебного помещения, где занимаются юные архитекторы, и познакомились с обаятельной семейной парой – Валерием и Инной Салиховыми. Оба – профессиональные архитекторы. Живут в Москве. В столице создали и руководят образовательной детской студией архитектуры и дизайна при «ФА-САД». Но время от времени, впрочем, вполне регулярно, прилетают вместе со своими детьми в Екатеринбург, чтобы поработать с юными уральскими архитекторами и дизайнерами на образовательных интенсивах Фонда «Золотое сечение» по направлению «Искусство».

Перед каждой новой сменой все педагоги «Таватуя» заказывают для своих занятий разного рода вспомогательный материал. Обычно это флип-чарты, фломастеры, ножницы, бумага… У Салиховых, пожалуй, самый объемный и необычный набор необходимых им предметов. Тут тебе и пенополистирол, и куски прозрачной ткани разных цветов, и пластик, а еще деревянные шпажки для шашлыка, тушь и проволока, кисти-краски и всевозможные крепления – скрепки, кнопки, клей, стяжки, рулоны скотча, наконец. Естественно, у архитекторов самый просторный учебный класс, который поначалу выглядит как магазин стройматериалов. Но потом, через 11 дней интенсивных занятий, эта аудитория превращается в нечто, напоминающее музей – дизайна и архитектуры.

Юнкорам «Золотого сечения» посчастливилось увидеть итоговые работы июньского интенсива. Вдохновленный результатами занятий Валерий Салихов не ходил, а скорее летал между объектами юных архитекторов, энергично жестикулируя:

Уверяю, здесь есть работы, которые вполне достойны экспонирования в Лувре. Это шедевры детских рук и детской фантазии. В ней всё дело! Наша задача – пробудить ее, вдохновить ребят на свободу творчества, на креатив.
Валерий Салихов
Архитектор, руководитель образовательной детской студией архитектуры и дизайна при «ФА-САД»

По словам Салиховых, обычно дети поначалу чувствуют себя скованно. Поэтому педагогам приходится искать подход к каждому, будить воображение ребят, призывать почувствовать и попробовать себя в графике и макетировании. Методично, но с учетом ограничений по времени, необходимо успеть раскрыть творческий потенциал каждого участника смены, поэтому порой уроки конструирования наставники дают на собственном примере. И легко ставят свои макеты на один стол с работами творчески одаренных ребят. Вот уж воистину: вдохновение и иерархия есть вещи несовместные…

Нам, группе юных журналистов, было предложено выбрать из воплощенных фантазий ребят те образы архитектурных объектов, где могли бы располагаться Дом журналистов, Министерство иностранных дел и Дом дружбы народов. И, вы знаете, мнения разделись. Одни видели в кусочке прозрачной ткани, натянутой на шпажки, газетный разворот, другие же – открытый характер государственной внешней политики.

Июньскую смену по архитектуре и дизайну посвятили предстоящему юбилею Екатеринбурга. Вот на полу огромный холст, на котором выведены буквы известного всем логотипа ЕКАТ ЕРИН БУРГ, а внутри каждой литеры юные архитекторы разместили свои образы-ассоциации с характерными особенностями столицы Урала. Эта «детская графика» способна украсить любое здание нашего юбилейного города. Потому что никаких пояснений не требуется. По мнению Инны Салиховой, для архитектора очень важно быть понятым и видеть, как твоя идея нашла воплощение в жизни и реализована в соответствии с авторским замыслом. Заметим, что в архитектуре, в отличие от нашей любимой журналистики, результаты труда живут веками…

Традиционные основы архитектуры – польза, прочность, красота – будут всегда базой для понимания природы нашей профессии, и на занятиях мы пытаемся различными способами передать многообразие этой профессиональной области – одновременно науки и искусства.
Валерий Салихов
Архитектор, руководитель образовательной детской студией архитектуры и дизайна при «ФА-САД»

Дизайнер ведет нас к рукотворному калейдоскопу размером с человеческий рост – одному из коллективных арт-объектов этой смены. Внутри, за стеклом, знакомые здания Екатеринбурга, сделанные из картона. Вращая калейдоскоп, мы узнаем, что не статика, а именно движение, изменение уральской столицы и её многогранность являются собирательным образом города. Похоже, хорошо усвоили это на июньской смене и уральские юные архитекторы.

…Прощаясь, юнкоры встретили на пороге двух женщин. Они оказались педагогами-тьюторами, которые специализируются на работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они пояснили, что пришли посмотреть на работу своей подопечной.

Я могу только восхищаться результатом, которого добилась Майя за 11 дней обучения. О какой особенности развития может идти речь! Это очень оригинальная работа, чем-то похожая на японские комиксы. Нестандартные решения, непривычные нашему глазу контуры и цвета – композиция Майи, уверен, может вдохновлять всех вокруг. И все дети с интенсива вдохновляют нас своими особенными работами постоянно!
Валерий Салихов
Архитектор, руководитель образовательной детской студией архитектуры и дизайна при «ФА-САД»

Сергей Дубских, Дмитрий Гасанов, юнкоры Фонда «Золотое сечение»

Если вы тоже хотите стать участником творческих или научных интенсивных образовательных программ, следите за Календарём смен и подавайте заявки в личном кабинете.