Татьяна Сабурова, учитель математики, МАОУ Политехническая гимназия город Нижний Тагил более 20 лет занимается подготовкой обучающихся ко ВсОШ. Среди её учеников много победителей и призёров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных состязаний. Своим успешным опытом Татьяна Викторовна с удовольствием делится с другими наставниками.

– Как вы стали педагогом, который готовит победителей?

Мне всегда было интересно решать сложные математические задачи, посещать в школе факультативные занятия. В 1992 году я с красным дипломом закончила вуз и мой наставник предложила вместе с ней пойти работать в новую, только создававшуюся школу. У директора были грандиозные планы создать учебное учреждение нового типа, где главным стало создание условий для развития способностей ребенка в разных направлениях. Работа кипела и оставаться в стороне было просто невозможно. Здесь же я поняла, что различные олимпиады – отличный инструмент для развития одарённых детей, возможность поступить в вуз на бюджет. Подготовка к олимпиадам – очень сложный процесс. У меня нет собственного детского опыта обучения в какой-либо олимпиадной школе, потому я во многом самоучка. Основными источниками информации были и остаются книги, уникальный математический журнал «Квант». Конечно, у нынешних учеников значительно больше возможностей. Но это и вызов. Мои ребята получают дополнительную подготовку в летних математических школах в Кирове, Казани, участвуют в работе предметных смен в Фонде «Золотое сечение» и Образовательном центре «Сириус», где с ними работают в том числе и тренеры национальной сборной. Конечно, школьники начинают сравнивать меня с наставниками из регионального и федерального центров. Приходится постоянно работать над собой, чтобы не ударить в грязь лицом перед учениками. Регулярно посещаю курсы повышения квалификации учителей математики в качестве слушателя очно и дистанционно. Такие есть на базе МФТИ, МГУ, «Сириус», ДОЦ «Орленок». С 2017 года сама работаю преподавателем образовательных программ для учителей математики и физики Образовательного центра «Сириус». Хочу отметить, что Всероссийская олимпиада школьников – важное, но не единственное направление в системе дополнительного математического образования школьников. Мне кажется, надо рассматривать, как в целом дополнительное математическое образование влияет на становление ребенка. Как бы высокопарно это не звучало, но лучше классика сказать сложно. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», – так говорил Михаил Васильевич Ломоносов. И конечно, кроме этого, а может быть, в следствии этого для многих ребят обучение в математических кружках, участие в олимпиадах и турнирах, являются основополагающими в их профессиональном самоопределении.
Татьяна Сабурова
Учитель математики, МАОУ Политехническая гимназия город Нижний Тагил

– Как благодаря олимпиадам и кружкам, меняется ваше восприятие предмета и школьников?

Ребята приходят в кружок в 4–5 классе. Самые стойкие занимаются в течение 7–8 лет. За это время ты видишь, как они взрослеют, наматываешь километры в поездках на различные турниры, радуешься их победам и учишь стойко переносить поражения. Мне повезло – наше общение не заканчивается с окончанием школы; мои выпускники работают вместе со мной преподавателями и вожатыми Летней математической школы «Дилемма» (г. Казань).
Татьяна Сабурова
Учитель математики, МАОУ Политехническая гимназия город Нижний Тагил

– Что даёт учителю процесс подготовки олимпиадника?

Стимул и возможность постоянного самосовершенствования, много головной боли и отсутствие свободного времени, общение с умными людьми, как школьниками, так и коллегами из разных уголков России и ещё многое другое. Это прекрасный способ реализовать себя и как профессионала, и как человека.
Татьяна Сабурова
Учитель математики, МАОУ Политехническая гимназия город Нижний Тагил

– Что бы вы посоветовали тем преподавателям, которые ещё только задумались об олимпиадном движении?

Подготовка учеников к олимпиадам – очень увлекательное занятие, которым обязательно стоит заниматься. Сейчас очень много возможностей для повышение своего уровня в этой сфере. Из конкретных рекомендаций: читайте журналы «Квант» и «Квантик», пользуйтесь в своей работе сайтами Олимпиада.ру и Московского центра непрерывного математического образования, проходите вместе с детьми дистанционные программы Образовательного центра «Сириус», подавайте заявку на стажировку или курсы повышения квалификации. В последнее время олимпиадное движение очень напоминает профессиональный спорт, поэтому наблюдайте, по возможности, за работой спортивных тренеров. Начинайте общение с малышами. Пусть ваш кружок будет поначалу многочисленным – естественный отбор случится, останутся те, кто проникся любовью к предмету. И в течении всего процесса работы старайтесь удивлять своих учеников, подогревать их увлечение изучаемым предметом. Ваша искренняя заинтересованность и внимание – это то, что необходимо многим математически одаренным детям.
Татьяна Сабурова
Учитель математики, МАОУ Политехническая гимназия город Нижний Тагил

Фонд «Золотое сечение», региональный оператор и информационный координатор Всероссийской олимпиады школьников, благодарит Татьяну Викторовну за многолетний труд и за то, что она делится своими знаниями с другими педагогами.