Круглый стол по вопросам инклюзивного дополнительного образования состоялся в локации Фонда «Золотое сечение».

В смешанном формате – онлайн и лично – здесь собрались представители образовательных и социальных организаций из регионов Урала. Модератором встречи стала Инна Денюш, директор Фонда «Золотое сечение», руководитель проекта «Знак равенства», инициированный командой «Женщины особого назначения».

Эксперты обсудили основные проблемы, стоящие перед инклюзивным образованием. Альбина Маликова, координатор по образованию Всероссийской организации родителей детей инвалидов по ХМАО-Югре перечислила несколько основных проблем, из-за которых тормозится процесс:

У нас очень низкая информированность школьников о всевозможных проблемах со здоровьем, о причинах, которые приводят к инвалидности. Практически не ведётся работа по просвещению с нормотипичными детьми и их родителями, а ведь это сфера для социальных педагогов, которые есть в образовательных учреждениях. Часто школы и клубы не имеют нормальной материальной базы для работы с такими детьми. Преподаватели также оказываются не готовы – они проходят какие-то курсы, но сталкиваясь на практике с различными формами инвалидности, учителя просто теряются и не знают, что делать.
Альбина Маликова
Координатор по образованию Всероссийской организации родителей детей инвалидов по ХМАО-Югре

По мнению Оксаны Софич, заместителя директора по воспитательной работе ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат 11» именно понимание, что есть разные дети способствует развитию доброты:

Мы проводим различные мероприятия и проекты для детей с ОВЗ и здоровыми. Если первые пару дней они присматриваются друг к другу, то потом границы стираются и они уже абсолютно нормально общаются. Главное – правильно организовать процесс.
Оксана Софич
Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат 11»

Как считают участники круглого стола, именно общение на регулярной основе позволит преодолеть множество проблем в сфере инклюзивного общего и дополнительного образования. Олег Колпащиков, президент АНО «Белая Трость», автор такого проекта как «Школа юных мастеров инклюзии» говорит, что организация правильного взаимодействия между всеми участниками, крайне важна:

Мы выявили феномен, что при верно организованном процессе у людей развиваются скрытые таланты и способности. Причём как у детей с особенностями здоровья, так и у нормотипичных ребят и взрослых. При неправильном взаимодействии активно развивается только эмоциональное выгорание. Важно создать такие обстоятельства, при которых невозможно не научиться.
Олег Колпащиков
Президент АНО «Белая Трость», автор проекта «Школа юных мастеров инклюзии»

По мнению собравшихся инклюзивное образование даёт многое абсолютно всем участникам процесса: здоровым обучающимся и детям с ОВЗ, их родителям, педагогам, обществу в целом. И внедрять такие приёмы необходимо именно через дополнительные кружки и секции:

Это легче, проще, есть место для экспериментов,
Диана Куваева
Руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся АНОУ СО «Дворец молодежи», г. Екатеринбург

– отметила Диана Куваева, руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся АНОУ СО «Дворец молодежи», г. Екатеринбург:

Именно допобразование способно апробировать какие-то методики инклюзивности и привнести изменения в общее образование.
Диана Куваева
Руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся АНОУ СО «Дворец молодежи», г. Екатеринбург

Анастасия Родионова, президент региональной спортивной общественной организации «Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Федерация хоккея» подчеркнула:

Естественно, процесс необходимо организовать именно так, чтобы инклюзия обогащала и была комфортной всем участникам процесса: для нормотипичных, для инвалидов, для их окружающих. В этом сложность и, одновременно, ценность программы.
Анастасия Родионова
Президент региональной спортивной общественной организации «Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Федерация хоккея»

Подводя итоги, Инна Денюш подчеркнула важность процессов инклюзивного образования на всех этапах – от ясельного до вузовского:

Работа, общение с людьми с особенностями здоровья, эмпатия способны завязать в человеческом мозгу новые нейронные связи, помогают посмотреть на привычные действия под иным углом, найти креативное решение любой задаче. Чтобы решить проблему с преподавателями, важно работать с вузами, которые готовят специалистов. Обязательно нужно поставить знак равенства между одарёнными детьми с разными состояниями здоровья в организациях дополнительного образования.
Инна Денюш
директор Фонда «Золотое сечение», руководитель проекта «Знак равенства», инициированный командой «Женщины особого назначения»

В Фонде «Золотое сечение» уже сейчас разрабатывают программы интенсивов, на которых будут заниматься школьники с разным состоянием здоровья.