Каждый ребёнок талантлив. Задача педагогов, наставников и родителей в том, чтобы раскрыть способности обучающегося, дать возможность развить свои сильные стороны и научить приносить пользу себе и обществу.
Заведующая лабораторией психолого-педагогического сопровождения Фонда «Золотое сечение» Лидия Гаврилова считает, что выявление одаренности – одна из самых сложных и неоднозначных тем в педагогике.
Выявление одаренности – одна из самых сложных и неоднозначных тем в педагогике. Современные научные дискуссии до сих пор не породили единого определения понятиям «одаренность» и «талант». В общепринятом смысле под одаренностью ребенка понимаются более высокие, чем у его сверстников при прочих равных условиях, способности. В настоящей статье мы будем опираться на понятие «одаренность», происходящего от слова «дар» и означающее особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Чаще всего в обывательском представлении одаренный ребенок – это вундеркинд, всезнайка, обгоняющий своих сверстников семимильными шагами в развитии. Действительно, такие обучающиеся на виду и не заметить их окружающим, в том числе педагогу невозможно. Но всегда ли в данном случае речь идет об одаренности?
Итак, мы условно разделим одаренных детей на две категории. Первая – это «типично или нормально одаренные дети», вторая – «сверходаренные дети».
Первая категория – это как раз те дети, у которых педагоги видят высоко развитые когнитивные способности (память, мышление, речь), иногда значительное опережающие развитие, проявляющие себя ярко в раннем возрасте (говорят, читают, считают и прочее). В психологии этот феномен называется «сверхполноценностью». Это означает, что у ребенка все в порядке с когнитивными функциями, ему повезло с окружением и родителями, создавшими благоприятную развивающую среду. В школе такие ребята успешно учатся и, в зависимости от своих интересов, ярко проявляют себя в тех или иных областях.
Сверходаренные дети «вылеплены» из иного теста. И главное их отличие в образе и способах мышления. Такие обучающиеся, как правило, имеют диссхронию развития. При опережающем развитии отдельных функций, особого восприятия окружающей среды, они ничем не отличаются от своих ровесников, а часто и вовсе отстают от них. История многих знаменитых гениев подтверждает это.
Томас Эдисон – изобретатель, обладающий невероятным талантом предпринимателя, автор 1093 патентов в Америке и почти трех тысяч патентов в других странах, имеющий самую высшую награду Америки – Золотую медаль Конгресса, – начал говорить только в 4 года, а в школе мальчик проучился всего 3 месяца, после чего родители были вынуждены забрать его из учебного заведения, так как учителя считали его ограниченным и предложили перевести на домашнее обучение.
Биография гениального ученого и великого физика, лауреата Нобелевской премии Альберта Эйнштейна так же насыщена фактами, связанными с отставанием от сверстников в развитии речи и имеющего славу неуспевающего ученика в гимназии, где он учился и в 15 лет исключенный из нее вовсе.
Александр Сергеевич Пушкин только позднее стал «нашим всё», а во время обучения в лицее по оценкам был одним из худших учеником. По итогам выпуска он занял 26 место из 29 учеников в рейтинге успеваемости.
Сложность выявления таких детей заключается еще в том, что существует скрытая одаренность, распознать которую крайне сложно.
Как педагогу распознать одаренного ребенка среди сверстников?
Ответ однозначен – наблюдать!
Наблюдать ученика в учебной и вне учебной деятельности, беседовать с ним, уточняя способы решения тех или иных задач или заданий, замечать проявления особенностей мышления и изучать его как личность. В начальной школе нормально одаренных детей видно по успехам в учебе, а вот сверходаренные могут сильно отставать и даже иметь славу «неуспевающих», так как плохо подражают учителю и не выносят рамок. Такие дети нуждаются в особых педагогических подходах, условиях и программах. Если такой ученик будет распознан и получит соответствующее сопровождение, то в средней и старшей школе он проявится по полной программе (изобретениями, экспериментами, научными подходами, победами в олимпиадах). Для эффективного наблюдения педагогу безусловно необходимо разобраться в типах одаренности. Без этих знаний понять, что же именно мы хотим распознать и увидеть, крайне сложно, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. В настоящее время принято различать 5 или 6 типов одаренности: интеллектуальный, художественный, творческий, лидерский/социальный, психомоторный. Каждому виду одаренности мы посвятим последующие публикации.
Подробнее об этих категориях эксперты Фонда расскажут в следующий раз. А у уважаемых педагогов как раз будет время понаблюдать за каждым из своих учеников в классе.