Совсем недавно в русском языке появилось новое профессиональное обозначение – тьютор. Однако в английской традиции такая профессия зародилась ещё в XIII веке, когда в Оксфорде и Кембридже студентам выстраивали свою образовательную программу. Дарья Куськова, тьютор, наставник образовательных программ Фонда «Золотое сечение» рассказывает о своей профессии.
– Дарья, расскажите, кто такой тьютор и зачем он школьнику?
– Сегодня это педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) для ребят и сопровождает процесс обучения в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Он помогает понять свою субъектность, на основе ее выстроить ИОП и перевести её в действие.
Обучающийся в работе с тьютором получает ответ на вопросы:
- зачем учиться
- кем стать
- куда поступать
- какие кружки и секции выбрать
- какой профиль выбрать
- как перейти из одной школы в другую
- в каких конкурсах и олимпиадах участвовать
- как выстроить свой образовательный маршрут или проект и реализовать его
– То есть тьютор отвечает на те вопросы, которые обычно дети задают родителям?
– Тьютор отличается от родителя и учителя тем, что не оценивает ребенка, не критикует, не проецирует свои знания, ожидания и желания на ребенка. Он работает исходя из интересов ребенка. Например, родители часто видят своё чадо в той или иной профессии, а тот хочет пойти совершенно по другому направлению. В данном случае тьютор не склоняет школьника к той или иной профессии, а дает возможность рассмотреть разные варианты и понять какой актуальней именно этому человеку, проводятся знакомство с профессией и профессиональные пробы. Тогда у ученика появляется полноценное представление о профессий и осознанный выбор.
То есть это проводник в мир образования и профессий, который идет за своим подопечным и его интересами, помогая делать выбор, преодолевать неопределенность и познавать новое. Тьютор не ведет за собой как родитель или учитель, тьютор идет рядом и сопровождает на пути познания.
Современные школьники сталкиваются с многообразием образовательных программ, форматов обучения, вузов, при этом витает флер неопределенности будущего и постоянно меняющегося мира профессий. Тьютор помогает ребенку прежде всего понять себя и собственные цели, а дальше уже создает вариативную среду, в которой определяется нужное и важное, строится маршрут к достижению желаемой образовательной или профессиональной цели.
Тьютор может помочь ребятам, которые испытывают выгорание от своей образовательной нагрузки.
– Можно ли сравнить тьютора с психологом в таком случае?
– Психолог работает с проблемами, связанными со стрессом, конфликтами, отношениями, травмами, а тьютор работает только с вопросами, связанными с образованием.
– Как же строится работа ребёнка с тьютором?
– Давайте ещё раз напомню, что такое индивидуальная образовательная программа – это деятельность обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты. Она представляет собой индивидуальную траекторию – это про видение прошлого: какой путь в образовании я уже прошел, индивидуальный маршрут: как я буду двигаться сейчас, и образ будущего: чего я хочу.
В работе с обучающемся тьютор собирает все воедино и на основе этого создается осознанный план обучения, который учитывает прошлый опыт, настоящее и желаемое будущее, при этом база для ИОП это сам ребенок и его интересы. Индивидуальную программу можно корректировать при необходимости.
– Как вы решили стать тьютором?
– К тьюторству я пришла через собственное осознание своего профессионального пути. Мне нравится помогать школьникам учится с интересом, находить для ребят поддержку среди профессионалов и расширять кругозор детей, проводя профессиональные пробы и экскурсии. Дети после консультаций понимают себя и становятся более самостоятельными и осознанными и точно понимают кем они хотят стать и как к этому прийти.
– Есть ли какие-то критерии, чтобы выбрать эту профессию для себя?
– Если человеку интересна личность ребёнка, его интересы, он готов помогать сделать выбор, создавать среду с большим количеством вариантов, то ему подойдёт эта профессия.
Тьютору важно не транслировать свое виденье и не говорить как лучше будет человеку, а дать возможность человеку самому определиться, как для него будет лучше.
Тьютор должен иметь огромную базу знакомых разных профессий и специальностей, уметь общаться с людьми из различных сфер и возрастного уровня, но прежде всего, должен любить людей и замечать искры интереса к чему-либо.
Фонд «Золотое сечение» поддерживает одаренных школьников не только во время образовательных программ или конкурсов и олимпиад, но и на протяжении дальнейшего обучения. Тьютор поможет учащимся после курсов и интенсивов дальше развивать полученные знания и выстраивать индивидуальные образовательные программы, знакомиться с вузами, профессиями, составлять маршруты участия в конкурсах, олимпиадах, участвовать в грантах и получать поддержку своих проектов от государственных структур и меценатов.
Тьютор поможет обучающимся Фонда в проектной работе на программе «Сириус.Лето», таких конкурсах как «Большие вызовы», сделать проект актуальным и востребованным для самого участника и лидеров рынка.
Также тьютор сопровождает обучающихся в рамках проектной деятельности Фонда.