Химия – наука, которая в наше время только набирает обороты. Современной промышленности нужны сильные профессионалы с глубокими познаниями в этом предмете. Это важное направление, по которому проводят Всероссийскую олимпиаду школьников. Между тем в прошлом году на заключительный этап ВсОШ из региона был приглашён только один участник.
В Фонде «Золотое сечение» считают, что у Свердловской области огромный потенциал, чтобы вырастить победителей в этом интеллектуальном состязании и подготовить плеяду блестящих учёных, которые совершат новые полезные открытия на благо России.
А начинается всё, конечно же с учителя. Именно он первый, кто видит талант школьника в каком-либо предмете. Очень важно, чтобы педагог был настолько силён и мотивирован, что мог бы увлечь ребят своим предметом, подготовить учеников к победам в интеллектуальных состязаниях.
Для талантливых педагогов по этому предмету в Загородном образовательном центре «Таватуй» провели стажировку. Руководителем выступил Сергей Усачёв, кандидат химических наук, доцент департамента фундаментальной и прикладной химии ИЕНиМ УрФУ и СУНЦ УрФУ, педагог дополнительного образования Фонда «Золотое сечение», председатель региональной предметно-методической комиссии. Именно он проводил занятия, касающиеся методических приемов для повышения интереса, организации дополнительных уроков по олимпиадной подготовке, ознакомил преподавателей с планом мероприятий Фонда по формированию олимпиадной сборной региона по химии на предстоящий год.
– Почему Фонд «Золотое сечение» решил уделить формированию сборной так много внимания?
– В нашем регионе сильная химическая научная школа, много преподавателей высокого уровня, а результаты в олимпиадном движении весьма скромны и непостоянны. Для того чтобы исправить ситуацию, надо вовлекать и увлекать многих ребят. Фондом «Золотое сечение» организуется много мероприятий для учащихся, но первый толчок дают именно педагоги, и взаимодействие с ними должно быть не менее тесным. При этом важно как информирование, то есть одностороннее взаимодействие, так и обратная связь, чтобы быть в курсе проблем, возникающих при подготовке к олимпиадам, совместно их решать. В рамках стажировки это сделать проще всего.
– Как вы работали с учителями?
– Идея организовать цикл стажировок с общей программой возникает регулярно, но педагоги, обычно, люди занятые, и воплотить такое кажется затруднительным. А в «Таватуе» было место, время, одарённые ребята в аудиториях… Формат работы был свободным. Хотелось просто познакомиться с активными участниками, узнать, насколько они осведомлены о мероприятиях, проводимых Фондом, с какими проблемами встречаются при работе…
Во время своей работы со школьниками я стараюсь выбирать и составлять задачи, обладающие какой-то внутренней логикой, чтобы обучающиеся научились не только распознавать что-то им известное, но и рассуждать, выжимать максимум из имеющихся знаний. Также чаще всего, удается проводить как теоретические занятия, так и экспериментальные. Думаю, это важный момент в изучении и запоминании химии. В остальном мне помогает более близкий контакт с учениками, какие-то мелочи, которые делают занятие более комфортным: шутка, интересный факт, вопрос с подвохом, история из жизни, какая-то вкусность небольшая. Всеми своими главными наработками я постарался поделиться с коллегами во время стажировки в «Таватуе».
Взрослые участники хорошо отзывались о рассказанном материале. Мы рассмотрели несколько ресурсов, где можно подсмотреть интересные идеи для проведения практических занятий, нетиповых уроков, ярких демонстраций. Также была практика по решению задач, изучили «стандартные» уловки заданий повышенной сложности, сделали лабораторную работу с использованием мобильного телефона как измерительного прибора.
Я надеюсь, что мои знания и опыт помогут специалистам региона более продуктивно взаимодействовать со своими школьниками и вовлекать их в олимпиадное движение.
Учитель чаще всего является главным двигателем погружения в любой предмет, поэтому важно, чтобы была видна его искренность. Я рекомендую вовлекать какие-то свои увлечения, хобби в обучение. Сделать это довольно легко, ведь химия нас окружает повсюду. Если любишь рукоделие, можно мастерить модели, установки. Если нравится литература, можно находить эпизоды в произведениях, связанные с этой наукой, экспериментами.
Я люблю играть в «Что?Где?Когда?» и предложил ответить на несколько вопросов с уклоном по своему предмету, обсуждая всей командой варианты ответов.
Множество таких задачек можно найти в базе данных интернета. В общем, важно, чтобы ребята видели, что химия – это не только буквы в учебнике, это действительно интересно и занимательно».
Фонд «Золотое сечение» продолжает ряд стажировок для педагогов в Загородном образовательном центре «Таватуй». Прямо сейчас здесь проходят курсы повышения квалификации наставники по обществознанию и математике.
В региональном центре уверены, что такой подход позволит сформировать целую команду сильных педагогов, тренеров по подготовке к интеллектуальным состязаниям всероссийского масштаба.