Все говорят о ребятах, которые участвуют во ВсОШ, достигают высоких результатов. Но без хорошего наставника невозможно быть лучшим среди равных. Лариса Волчёнкова, учитель истории, обществознания, права и экономики, МАОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил является одним из таких педагогов. За свою карьеру она успела воспитать нескольких победителей и призёров ВсОШ. Некоторые из её учеников теперь сами активно развивают школьное олимпиадное движение.

– Как давно вы занимаетесь подготовкой учеников ко ВсОШ?

Я в этой сфере с момента её зарождения в Свердловской области. Изначально с 1999 г. это был областной фестиваль «Юные Интеллектуалы Среднего Урала». В рамках мероприятия проводились предметные олимпиады. Было четыре тура: школьный, муниципальный, окружной и областной. Затем была областная «Школа подготовки к ВсОШ», где участники проходили отбор в сборную команду от региона и принимали участие в финалах ВсОШ. Мои ученики начали входить в состав областных сборных по обществознанию и праву с 2007 г. Тогда же областной Дворец молодежи предложил мне стать руководителем команды на данных состязаниях. Мне посчастливилось съездить с ребятами из нашей области на 5 заключительных этапов ВсОШ по обществознанию, 2 финала по праву и один по истории. Участие в мероприятиях заключительного этапа ВсОШ дает бесценный опыт, как для самих олимпиадников, так и для наставников одаренных детей. Интересные курсы лекций от лучших ученых, знакомство со способными учащимися и педагогами со всей России. 13 моих учеников стали призерами ВсОШ по обществознанию, праву, МХК и экономике. В 2015 г. мой ученик Илья Лавров стал абсолютным победителем ВсОШ по обществознанию. Тогда финал проходил на базе НИУ «Высшая школа экономики» г. Москва. Это стало одним из самых ярких впечатлений в моей профессиональной деятельности на этом поприще. Илья победитель и трижды призер ВсОШ по обществознанию и МХК. Мои подопечные Виктория Ткачкова и Дмитрий Коновалов дважды становились призерами ВсОШ по праву. Эти успехи оказали значительное влияние на дальнейшую жизнь ребят. Они закончили лучшие вузы страны, занимаются наукой, выбрали интересные и современные профессии. Дмитрий Коновалов на сегодняшний момент входит в состав методической предметной комиссии по праву, ведет программы по подготовке олимпиадников в Фонде «Золотое сечение» и принимает самое активное участие в развитии этого движения в нашей области.
Лариса Волчёнкова
Учитель истории, обществознания, права и экономики, МАОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил

– Почему вы решили готовить обучающихся ко ВсОШ?

Олимпиадное движение для учителя – это лучшее сфера проявления своей профессиональной свободы, точка роста. Возможность общения с профессионалами своего дела – коллегами, авторами заданий; встреча с одарёнными детьми, знакомство с их родителями… Когда работаешь в передовом учебном заведении и тебя окружает много ярких, заинтересованных в расширении горизонтов знаний, амбициозных и трудолюбивых детей, то решение участвовать во ВсОШ, в олимпиадах для школьников из перечня Минобразования очевидно. Для педагога это точка роста, отличный мотиватор для расширения профессиональных компетенций, как интеллектуальных, так и психолого-педагогических. В работе с одаренными учащимися учителю истории и обществознания в силу специфики социально-гуманитарных школьных предметов приходится одновременно углубленно готовить ребят сразу по нескольким модулям: история, право, политология, социологии, культурология, экономика. Это требует больших интеллектуальных и временных затрат. Также необходимо постоянно отслеживать тенденции в развитии регламентов олимпиад, новости в этом направлении. Последние годы актуальной проблемой становится отток потенциальных победителей в специализированные образовательные центры подготовки в Москве. Очевидно, что условия регионов пока не могут конкурировать с преимуществами столицы. Конечно, приятно, что достижения твоих учеников высоко ценят, что у них открываются новые перспективы. Но доля разочарования, безусловно, присутствует. Ведь переезжают одаренные школьники, в которых вложено много труда.
Лариса Волчёнкова
Учитель истории, обществознания, права и экономики, МАОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил

– Что детям даёт участие во ВсОШ?

Годы подготовки, серьезные психологические нагрузки, победы и разочарования – все это сопровождает жизнь олимпиадника. Но я не помню случая, когда участник ВсОШ отказался продолжать свой «тернистый» путь. Ребёнок учится выстраивать собственную образовательную траекторию, подбирать современные ресурсы, взаимодействовать в команде единомышленников-соперников. Он приобретает множество многоуровневых знакомств: педагоги – тренеры – олимпиадники – организаторы. Такое общение в будущем помогает более эффективно выбирать вуз, профессию.
Лариса Волчёнкова
Учитель истории, обществознания, права и экономики, МАОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил

– Нужно ли проходить какие-то курсы повышения квалификации, чтобы результаты учеников были выше?

На мой взгляд, самые полезные курсы проходят на региональном и заключительном этапах ВсОШ. Также в наши дни появилось множество онлайн-платформ для учащихся и педагогов, ориентированных на подготовку. Важно понимать, что эффективное обучение проводят те люди, которые являются разработчиками интеллектуальных состязаний.
Лариса Волчёнкова
Учитель истории, обществознания, права и экономики, МАОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил

– Что бы вы порекомендовали коллегам, которые только задумываются о подготовке учеников к олимпиадам? Как им определить потенциального победителя в классе?

Увидеть одаренного обучающегося, пригласить его в сложный, но увлекательный мир интеллектуальных соревнований – непростая задача. Чаще всего ими начинает интересоваться успешный в школьном предмете ученик. Потребность также может формироваться в семье. И тогда учителю важно постоянно работать с родительским сообществом, рассказывать о перспективах участия в олимпиадном движении. Есть ещё одна интересная категория учеников – те, кто готов трудиться, не сдаются после поражений и не пасуют перед нагрузками, могут самостоятельно составлять вектор своего развития. За многие годы работы с одаренными ребятами сложилась важная традиция – всегда стремиться сформировать команду, включать в нее максимально широкий возрастной состав, учить обучающихся помогать и сотрудничать. Если начинать привлекать в команду по подготовке, наряду с опытными старшеклассниками, школьников с 6–7 класса, то в перспективе это работает как мотиватор для тех и других. Примерами из моей практики стали успешные выступления учеников седьмого и восьмого классов на региональных этапах олимпиад по праву и обществознанию за параллель 9-х классов. Им удавалось становиться победителями, соревнуясь на один-два класса старше себя. От педагога требуется преданность делу и ученикам, постоянство и последовательность, вера в ученика. Никогда нельзя не сдаваться, «опускать руки» после неудач. Думаю, что не всегда стоит культивировать именно результативность ученика, лучше выстраивать различные траектории через участие в нескольких видах интеллектуальных испытаний (ВсОШ, перечневые олимпиады, конкурсы проектов). Мне кажется, что подготовка к интеллектуальным соревнованиям – одна из самых увлекательных сторон работы учителя в школе. Ты формируешь кружок единомышленников. У всех участников этого процесса «горят глаза», видна яркая мотивация не только на результат, но на сам процесс познания. Помните, дорогие коллеги, дорогу осилит идущий…
Лариса Волчёнкова
Учитель истории, обществознания, права и экономики, МАОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил

Фонд «Золотое сечение», региональный оператор и информационный координатор Всероссийской олимпиады школьников, благодарит Ларису Анатольевну за то, что она поделилась своим опытом с нашими читателями.