Инклюзивное лето в «Таватуе» продолжается. Мы все – команда Фонда, наставники, дети, родители учимся быть «не разными, а равными».

О том, почему инклюзия обогащает и почему это важно для всех участников процесса куратор тьюторской службы для детей с особенностями, участвующих в программах Фонда «Золотое сечение» – Анна Валерьевна Клещева.

Как давно Вы в теме инклюзии и что Вас привело сюда?

29 лет профессионально работаю в различных социальных проектах для детей и молодежи. Начинала как волонтер, потом постепенно росла до специалиста, руководителя, и, наконец, до идеолога и основателя. Чуть больше 10 лет на постоянной основе занимаюсь проектами для детей и молодежи с различными формами инвалидности. В основном – с аутизмом и схожими ментальными особенностями, хотя к нам приходят и люди с другими диагнозами. Причина такого интереса – простая и банальная. Из моих 4 детей третий имеет диагноз РАС (расстройства аутистического спектра). Изначально мы с мужем пытались найти для него специалистов по развитию и реабилитации, но на тот момент в Екатеринбурге ничего не было. Тогда я начала создавать возможности самостоятельно, при поддержке других родителей и редких тогда специалистов. При этом надо было решать сразу все задачи сразу: и организовывать все процессы, и воспитывать специалистов, и обеспечить поддержку семьям, и работать с детьми «в поле», в качестве рядового тьютора. Таким образом, я стала «универсальным солдатом» 😊 В итоге общими усилиями мы сегодня имеем практически полный цикл по социализации и реабилитации детей, начиная от центров развития, заканчивая инклюзивным образованием. А также спортивные проекты, культурные проекты (инклюзивные театры и художественные мастерские), места для трудоустройства и сопровождаемого трудоустройства взрослых с ментальными особенностями. Это большая работа, которую мы все эти годы проводим, совместно с коллегами. И к которой я часто имею непосредственное отношение.
Анна Валерьевна Клещева
Куратор тьюторской службы для детей с особенностями, участвующих в программах Фонда «Золотое сечение»

– Какими проектами занимаетесь, их основная цель, миссия?

На сегодняшний день у меня один постоянно работающий проект – социальные мастерские «Город мастеров», которые дают работу 40 людям с инвалидностью. Проект начинался, как благотворительный, с небольшим количеством участников. Но теперь это экологическое и полноценное швейное производство, где все процессы отлажены так, что наша продукция продается по всей России и ближайшим странам
Анна Валерьевна Клещева
Куратор тьюторской службы для детей с особенностями, участвующих в программах Фонда «Золотое сечение»

– Как родилось решение курировать инклюзивное направление в Загородном образовательном центре «Таватуй»?

В прошлом году коллеги попросили помощи в организации процесса инклюзии на интенсивах «Золотого сечения». Предполагалось, что это разовая работа, на одну смену, но оказалось, что работу надо выстраивать практически с нуля. Поэтому я взяла это на себя.
Анна Валерьевна Клещева
Куратор тьюторской службы для детей с особенностями, участвующих в программах Фонда «Золотое сечение»

– Как давно продолжается сотрудничество в рамках интенсивов?

Проект идет уже второй год, мы успешно развиваемся и постепенно превращаем инклюзию в постоянную практику Фонда.
Анна Валерьевна Клещева
Куратор тьюторской службы для детей с особенностями, участвующих в программах Фонда «Золотое сечение»

– За время работы в «Таватуе» видите ли вы изменения этого пространства – становится ли оно более инклюзивным?

Процесс организации инклюзии вообще не самое простое занятие, но мы успешно справляемся, делая небольшие, но постоянные шаги. Если сначала приходилось больше полагаться на свой опыт и умение импровизировать, то теперь инклюзия в «Таватуе» все больше похожа на отлаженный процесс. Прежде всего, мы ведем отбор тьюторов. Он отличается от требований, которые обычно предъявляют в образовательных организациях. Ведь в рамках интенсива задача тьютора не только помощь на занятиях, но и индивидуальное сопровождение ребенка на всех мероприятиях культурной программы. А так же помощь в социализации и «встраивании» в отряд: учим, как налаживать отношения со сверстниками, как правильно вести себя в бытовых ситуациях, слушать спутников и т.д., и т.п. Мы постоянно проводим работу со всеми службами: начиная от преподавателей и спутников в отрядах, заканчивая обслуживающим персоналом. Учим, как общаться с детьми, на что обращать внимание, а что игнорировать и т.д. Растет не только профессионализм специалистов, работающих с детьми, но и само пространство образовательного центра. Так, у нас организована комната сенсорной разгрузки, в которую приходят отдохнуть от занятий не только дети с особенностями, но и их обычных сверстники, и даже специалисты. Наконец, мы постепенно формируем критерии отбора детей с особенностями, чтобы они могли получить максимум пользы от образовательной и культурной программы интенсива. Благодаря этому мы в этом году значительно расшили круг детей, попадающих к нам на программы. Теперь это не только аутизм и особенности поведения, но и дети с инвалидностью по слуху, по зрению и с орфанными (редкими)заболеваниями.
Анна Валерьевна Клещева
Куратор тьюторской службы для детей с особенностями, участвующих в программах Фонда «Золотое сечение»

– Дайте, пожалуйста, рекомендации тем, кто близко не сталкивался в своей жизни с людьми с ОВЗ, но ему предстоит это, например, в «Таватуе».

1. Прежде всего, надо преодолеть собственные сложности в общении. Когда мы видим человека с инвалидностью, который выглядит не как все, ведет себя, не как все, наш мозг воспринимает его, как нечто непонятное (а значит – потенциально опасное), и инстинктивно пытается избежать общения.
2. Надо помнить, что вы в этом процессе не одни: для поддержки есть тьюторы, которые всегда помогут решить проблему, если она возникла.
3. В вашем отряде не будет много детей с особенностями. Правила инклюзии – один-два человека на коллектив. Поэтому можно будет не торопясь присмотреться и наладить контакт.
4. Всегда надо искать в человеке с инвалидностью положительные качества. Это поможет наладить отношения и личные, и в отряде. А значит, и общение будет продуктивным. Надо помнить, что наши дети могут быть очень талантливыми: в спорте, в игре на музыкальных инструментах, в пении, в танцах. А любой талант для коллектива – это секретное оружие в общих соревнованиях.
Анна Валерьевна Клещева
Куратор тьюторской службы для детей с особенностями, участвующих в программах Фонда «Золотое сечение»
Благодарим руководство Фонда «Золотое сечение» и Загородного образовательного центра «Таватуй» за предоставленную возможность моему сыну с аутизмом отдохнуть и поучится здесь. Спасибо вам за то, что вы строите правильную инклюзию, за замечательно организованное тьюторское сопровождение. Очень профессиональных педагогов, замечательного педагога по АФК. Также особая благодарность работникам столовой, ребенок, который не ел никогда ни в садике, ни в школьной столовой – кушал в лагере!! Всегда работники столовой помогали, готовили макароны и чистили морковку. Все задачи, которые мы ставили перед тьютором и планировали развитие социальных навыков у ребенка выполнены! И даже перевыполнены, все это благодаря организации инклюзии и мастерству педагогов и тьюторов. Спасибо за возможности развития и социализации для детей с нарушениями развития и аутизмом, надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Алена Быковская, мама Вани, 12 лет
От всей души хочу поблагодарить Фонд “Золотое сечение” и всех организаторов и участников инклюзивной смены в ЗОЦ ” Таватуй” за возможность поучаствовать в таком прекрасном проекте. Для нас это самый настоящий подарок, потому что у моего ребёнка появился уникальный шанс отработать и прокачать всё, что для него так важно – навыки самостоятельности, коммуникации, социального взаимодействия. Это безумно важно для становления подростка. Парень приехал домой уверенным в себе, бодрым и готовым к новым свершениям)) Очень порадовало, что педагог по керамике, как мне рассказала тьютор, хвалила Сашу и отметила, что что у него есть прогресс в этом мастерстве😍 Ещё одним приятным сюрпризом для меня стало, что Саша увлёкся танцами. Раньше только пел)) Отдельно хочу поблагодарить Юлию Марковну и Анну Валерьевну за внимание и чуткость к ребёнку, за организацию и вообще за то, чем они занимаются🙏 На таких замечательных специалистах сейчас держится вся работа с особыми людьми❤ В общем, я безумно рада, что Саша побывал в образовательном центре такого высокого уровня. А ведь возможностей для инклюзии в нашей с Сашей жизни сейчас больше практически и нет.
Евгения Горшкова, мама Саши