Самое ценное в новогодних каникулах – это возможность провести время со своими домочадцами. Лидия Гаврилова, заведующая лабораторией психолого-педагогического сопровождения Фонда «Золотое сечение» о том, что важно успеть в первые дни:

Наступает череда новогодних праздников и школьных каникул. Волшебство этой поры не только в сказочных моментах празднования и получения подарков, но и в том, что это время, которое вы наконец-то можете посвятить своим домочадцам и больше обычного общаться со своими детьми.

Праздники – это время ёлок, застолья, походов в гости, театры, кино, кто-то готовит подарки на Рождество. Вовлекайте ваших детей в этот процесс. Выбор подарков, например, обращает детей к особенностям, интересам и индивидуальности тех, кому мы их дарим. «Как ты думаешь, бабушке больше понравятся тапочки из сукна или плюша? Какой она цвет/фасон она предпочла бы? А у Вани любимый красный цвет, значит, подарим ему именно красный грузовичок, а не синий. У Светы аллергия на орехи, значит, шоколад для нее может быть только без орехов, – помоги мне найти такой». Пусть ваш ребенок (маленький или уже почти взрослый) предложит свои варианты подарков для друзей и родственников. Не бойтесь оппонировать, приводя аргументы и внимательно выслушивая доводы другой стороны. Вместе подпишите открытки, перевяжите лентой коробки и красиво упакуйте подарки. Все это учит наших детей относиться внимательно и бережно к своим близким.

Проведите по возможности новогодние каникулы всей семьей за играми, путешествиями и развлечениями. Спланируйте заранее куда и когда вы пойдете или поедете. Короткие туристические поездки по окрестностям, экскурсия в музеи, катание со снежной горы на лыжах, бубликах или ледянках, посещение различных мастер-классов, прогулка с собаками в приюте для животных, купание в термальных источниках, поход в гости, совместное приготовление ужина, игра в шахматы, посещение театра, чтение книги вслух, прогулка по праздничному городу и так далее – все это будет доставлять взаимное удовольствие и помогать вам лучше узнавать друг друга. Не забывайте, что чем старше ребенок, тем в большей степени необходимо учитывать его интересы и желания, иначе вы рискуете получить вечно брюзжащего недовольного подростка и испорченное настроение. Если договориться трудно и интересы совсем не совпадают, ищите компромисс: «сегодня мы с тобой едем кататься на сноуборде, и я впервые встаю на него, а завтра ты помогаешь мне с ужином и впервые лепишь со мной пельмени, по рукам?». Можно доверится случаю: пусть каждый запишет на отдельных бумажках по две-три самых важных идеи времяпрепровождения на каникулы, перемешайте их и вытягивайте по одной бумажке от каждого, – так вы получите разнообразную культурную программу, и все будут довольны. Тут стоит напомнить, что не нужно чрезмерно увлекаться планированием «полезных» дел, оставьте время и себе и детям для соцсетей, болтовни по телефону, просмотра кино, игр с друзьями и ничегонеделанья.

Время совместных моментов и общих дел – самое ценное для укрепления семьи и взаимообогащения каждого новыми навыками, эмоциями и открытиями. Узнавайте своего ребенка вновь и вновь, учитесь у него и учите сами, наслаждайтесь общением и заряжайтесь позитивными эмоциями! С наступающим временем семейного волшебства!