Современная школа – значит, инклюзивная. Родителям и педагогам нужно быть готовым к тому, что 1 сентября в их классе могут оказаться дети с особенностями здоровья. Не спешите хвататься за голову и сердце. Возможно, в этом больше плюсов и для нормотипичных детей, и для педагога. Важно правильно организовать процесс.

Ирина Коптелова, специалист по сенсорной интеграции, логопед-дефектолог, руководитель инклюзивного детского центра «Планета КИИС», эксперт Фонда «Золотое сечение» рассказывает об особенностях подхода к таким детям.

У детей с ОВЗ есть проблемы с восприятием сенсорных стимулов – им очень трудно с этим справиться самостоятельно. Например, ребёнок может быть очень чувствителен к громким звукам и быстрой речи, а педагог говорит всегда громко и быстро. Скажем прямо, не все нормотипичные дети выдерживают такую манеру ведения урока. Что уж говорить об очень чувствительных ребятах!? К концу урока такой школьник перегружается, его нервная система не справляется с большим объёмом слуховой информации. И мы можем увидеть, что ученик начинает кричать, убегать, падать на пол, закрывать уши. Такое поведение может мешать окружающим и самому ребенку. Как же педагог может с этим справиться? Зная, какая особенность есть у школьника, можно изменить подход к занятию: говорить тише, медленнее, дать ученику возможность самому регулировать свое состояние. Например, выйти уединённое место ненадолго, надеть шумоподавляющие наушники, дать задание, которое выполняют в тишине… Такие простые решения могут помочь всему классу и дать шанс ненормотипичному ребёнку быстрее адаптироваться.
Ирина Коптелова
Специалист по сенсорной интеграции, логопед-дефектолог, руководитель инклюзивного детского центра «Планета КИИС», эксперт Фонда «Золотое сечение»

Фонд «Золотое сечение» продолжит делиться полезной информацией от экспертов о взаимодействии с детьми с особыми образовательными потребностями, результатами работы с такими ребятами на программах регионального центра.

Напомним, что Фонд «Золотое сечение» стремится предоставить равные условия для раскрытия способностей всем детям в Свердловской области вне зависимости от состояния их здоровья. Региональный центр становится инклюзивным пространством. Сотрудники и педагоги «Золотого сечения» побывали на обучающих семинарах АНО «Белая трость», провели у себя на площадке Молодёжные инклюзивные игры, организовали круглый стол по вопросам инклюзивного дополнительного образования, а с весны 2023 года в Загородом образовательном центре «Таватуй» проходят смены с участием детей с ОВЗ.