На стенде Свердловской области в рамках панельной дискуссии «Развитие технологического предпринимательства и инженерной профориентации среди молодёжи» состоялся разговор о предпосылках для технологического лидерства. Организатором выступил Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ).

Спикерами стали:

  • Инна Гумбатова, директор департамента образования Екатеринбурга;
  • Надежда Терлыга, заместитель первого проректора УрФУ;
  • Инна Денюш, директор Фонда «Золотое сечение»;
  • Вера Лихачёва, заместитель директора УКСАП – руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП); 
  • Ольга Теселкина, заместитель директора лицея №110 им. Л.К. Гришиной.

Эксперты обсудили необходимость не только постоянно повышать уровень вовлечённости школьников и студентов в технологическую и научную деятельность, но и обучать их продвижению, интеграции и монетизации своих разработок.

Инна Гумбатова:

Сейчас в Екатеринбурге мы активно занимаемся восстановлением системы домов и клубов технологического творчества. Весь опыт, наработанный в этой сфере в СССР, актуален и сегодня. В школах появляются инженерные классы. Сейчас необходимо проанализировать все данные, рассмотреть перспективы развития, создать систему и вывести её на стабильное функционирование. Очень важно сохранить бесшовное образование, в котором задействованы школы, центры дополнительного образования, ссузы, вузы и различные компании


Она призвала партнёров активно участвовать, проявлять инициативу и поддерживать молодёжь на этом пути. Это поможет учащимся лучше понять свой профиль, быстрее получить необходимый диплом и раньше включиться в полезную деятельность на предприятиях региона.

Надежда Терлыга в своём выступлении озвучила выдержку из рейтинга исследовательской платформы StartupBlin. Он составлен  на основе развитости экосистемы стартапов почти 1,5 тыс. городов мира в 118 странах.  Екатеринбург впервые вошёл в глобальный топ-1000, продемонстрировав рост свыше 458%, — самый высокий результат среди российских городов.  Среди российских городов столица Среднего Урала  попала в тройку лидеров после Москвы и Санкт-Петербурга.

Надежда Геннадьевна подчеркнула:

На этот результат работаем мы все: правительство города, вузы, в том числе УрФУ, Фонд «Золотое сечение», общеобразовательные учреждения. Результатом такого сотрудничества становятся высокомотивированные учащиеся, способные придумать что-то и довести это до готового продукта. Обратите внимание, что на 15-ом ИННОПРОМе, например, представлен станок, изобретённый и разработанный школьниками – выпускниками Уральской проектной смены, а ныне студентами УрФУ. Наш университет много лет при поддержке Министерства образования Свердловской области проводит Уральскую проектную смену в «Сириусе». Здесь одарённые школьники решают интересные задачи, определяя для себя зону будущего развития. А мы присматриваемся к перспективным абитуриентам


Надежда Геннадьевна поделилась впечатляющими итогами работы со студентами и школьниками в рамках смены, а также рассказала о шагах университета для выведения региона в технологические лидеры и мотивации молодёжи к техническому предпринимательству. Отдельно она подчеркнула роль Фонда «Золотое сечение» в формировании интереса к науке, технике и технологиям у свердловских школьников.

Инна Денюш, директор регионального центра по работе с талантами, поблагодарила всех образовательных, научных и деловых партнёров за доверие и совместную продуктивную деятельность в рамках как собственных программ, так и всероссийских конкурсов, например, «Большие вызовы»:

Для нас большая честь участвовать в этой дискуссии. Наш центр является первой ступенью для отбора талантливых в разных сферах школьников, формирования пула профессионалов, партнёров и реализации модели бесшовного образования. Сейчас в «Сириусе» проходит летняя смена «Большие вызовы», где УрФУ уже не первый год руководит отдельным треком. Отмечу, что наш регион успешно выступает в этом интеллектуальном состязании на протяжении последних 5 лет. Количество участников смены из Свердловской области растёт год от года.   Разнообразие проектных задач и участие региональных индустриальных партнёров обеспечивают наш стабильный вход в топ регионов, приглашаемых в «Сириус» на смену. Кроме того, такой планомерный подход умножает количество заинтересованных ребят. Сейчас наши выпускники становятся наставниками, тьюторами, лекторами, экспертами… А когда-то у них был успешный стартап в рамках «Сириус.Лето» и «Большие вызовы»


Вера Лихачёва отметила, что в настоящее время многие школьники выбирают после 9 класса среднее профессиональное образование. При этом ЦОПП Свердловской области работает в тесной связке с компаниями:

Наши студенты – это ваши кадры, способные вывести компанию на новый уровень, это надёжный высококвалифицированный персонал

Её презентация была посвящена более точной профориентации молодёжи, а также вовлечению в предпринимательскую деятельность и научное творчество, основанное на реальных потребностях бизнеса и общества. Она также подчеркнула необходимость обучать не только молодёжь, но и их учителей, наставников, давая им пройти путь современного учащегося, так как всё стремительно меняется, а педагогу необходимо шагать в ногу со временем, а то и немного опережать его.

Вера Александровна поделилась ещё одной разработкой – программой по взаимодействию с выпускниками, не сдавшими ЕГЭ и ОГЭ. Цель этой инициативы – дать ребятам возможность найти свой успешный путь в профессию, даже если в школе они упустили свой шанс.
все технологические предприниматели зарождаются в школе. От того, как их обучают, как формируют их образ мышления, зависит, какими они вырастут.

Ольга Теселкина, заместитель директора лицея №110 им. Л.К. Гришиной рассказала об опыте, применяемом в их общеобразовательном учреждении. В процессе такой работы учащиеся и педагоги могут познакомиться с новейшими достижениями, освоить базовые технологические навыки и развивать критическое мышление.

Ольга Теселкина, заместитель директора лицея №110 им. Л.К. Гришиной:

Надеемся, что наш опыт сотрудничества лицея с вузами Екатеринбурга и Фондом «Золотое сечение» по инженерному профилированию старшеклассников будет полезен другим школам, которые заинтересованы в подготовке высококвалифицированных индустриальных специалистов, мотивированных в дальнейшем заниматься технологическим предпринимательством

Участники панельной дискуссии пришли к выводу о том, что в регионе созданы благоприятные условия и сформирована экосистемная связка среди разных уровней образования: высшего, средне-специального, среднего, дополнительного, – индустриальных и научных партнёров, заинтересованных в перспективных школьниках и студентах. Но данная экосистема очень подвижна и требует постоянного развития, усовершенствования и движения вперёд. Это включает в себя и обучение наставников, и сертификацию и патентование инноваций, и вовлечение школьников, и мотивирование молодёжи, и привлечение новых заинтересованных представителей бизнеса. То есть это постоянный, поступательный процесс, нацеленный на формирование целого потока участников технологической предпринимательской деятельности. Тогда обучающиеся будут понимать, что их идеи нужны, превращаются в продукт и находят своё место на реальном рынке. Это позволит постоянно наращивать научно-техническое и технологическое лидерство в стремительно развивающемся мире.