В рамках специального проекта, приуроченного ко Дню российской науки, продолжаем изучать разные аспекты интеллекта. Сегодня говорим об искусственном, созданным человеком.

Кто-то опасается, что с развитием технологий живой личности не останется места. Кто-то радуется, что скоро ИИ будет за него делать уроки, а пятёрки будет получать ученик. Кто-то мечтает писать программы, чтобы создавать собственные алгоритмы машинного интеллекта.
Если вам тоже интересно, как устроен ИИ, какие у него возможности и как избежать «восстания машин», читайте интервью Виталия Фадеева, старшего преподавателя, заместителя руководителя по проектному обучению ИРИТ-РТФ.

– Виталий Олегович, как же устроен искусственный интеллект?

– В первую очередь искусственный интеллект — это не магия и не сознание, а сложные алгоритмы, которые обрабатывают данные и находят закономерности. Представьте огромную библиотеку, где хранятся знания всего мира, и вы чётко знаете, где какая информация, и как она связана с другой. Так вот ИИ устроен примерно так же.
Основу многих ИИ-систем составляют нейронные сети, вдохновленные принципами работы человеческого мозга. Они «обучаются» на больших массивах данных, чтобы выполнять задачи: распознавать лица, переводить тексты, прогнозировать погоду. Главное отличие от человека в том, что ИИ не понимает контекст в нашем смысле слова — он просто ищет шаблоны в данных. Однако уже сейчас всё больше ведётся работа над улучшением ИИ в эту сторону.

– Как получать от него нужный человеку результат?

– Тут все как в общение с людьми. Для этого нужно правильно ставить задачу — давать чёткие и понятные инструкции. Например, чтобы ИИ написал статью или помог с анализом данных, нужно чётко описать, что именно требуется: тема, стиль, объем. Чем точнее запрос, тем лучше результат. Плюс, важно проверять результат — ИИ может ошибаться, особенно если данные для обучения были неполными или ошибочными. Поэтому всё что говорит ИИ нужно верифицировать уже из своего опыта и знаний.

– Как отличить: сделал ли школьник свою работу сам или попросил ИИ написать за него?

– Есть несколько признаков, по которым можно определить это.
Во-первых, работа, сделанная ИИ, часто слишком «гладкая», без типичных для школьников ошибок или особенностей стиля.
Во-вторых, ИИ редко добавляет личные примеры или уникальные наблюдения. Проверить можно и с помощью специальных программ, которые анализируют текст на предмет использования ИИ. Но лучший способ — попросить объяснить работу: если школьник сам не понимает, что написал, то, вероятно, ему помог ИИ.


– Где уже сейчас ИИ работает и как помогает или мешает человеку?

– ИИ уже активно используется в медицине, например, для диагностики заболеваний по снимкам, в банках, например, для обнаружения мошеннических операций, в автомобилях (автопилоты), в маркетинге (персонализированная реклама). Он помогает автоматизировать рутинные задачи, ускоряя процессы и снижая вероятность ошибок. Но ИИ может и мешать, например, если алгоритмы блокируют легитимные операции или если их используют для манипуляции людьми в социальных сетях.

– В каких отраслях ИИ станет незаменимым помощником в ближайшее время?

– Многие компании сейчас работают над тем, что бы применять ИИ во благо общества. В ближайшие годы ИИ станет важным инструментом в образовании (персонализированные программы обучения), в сельском хозяйстве (умные системы полива и мониторинга), в логистике (оптимизация маршрутов), в строительстве (контроль за состоянием сооружений). Также ИИ будет развиваться в области права и бухгалтерии, помогая анализировать документы и следить за соответствием требованиям.

– Как человеку держать ИИ под контролем, чтобы не получилось «восстание машин»?

– Важно помнить, что ИИ — это инструмент, созданный человеком. Контроль достигается через прозрачные алгоритмы, этические стандарты и правовое регулирование. ИИ не принимает решения самостоятельно — он действует в рамках заложенных алгоритмов. Но важно следить за тем, чтобы эти алгоритмы не становились «чёрными ящиками», и всегда оставался человек, который контролирует итоговые решения. Поэтому пока человек говорит, что делать ИИ, он его контролирует.

– Как научиться создавать ИИ и управлять им?

– Для этого нужно изучать математику, программирование и теорию данных. Существует множество онлайн-курсов и образовательных программ, которые учат работать с ИИ: от основ Python до глубокого обучения. Управление ИИ требует не только технических знаний, но и понимания этических и правовых аспектов. Например у нас в ИРИТ-РТФ студенты уже на первых курсах начинает проектировать приложения с использованием ИИ, а на старших курсах создают свои модели ИИ

– Как вы считаете, что будет дальше? Что человечество планирует сделать вместе с ИИ, чтобы развивать общество, планету, покорять космос?

– ИИ уже помогает разрабатывать новые лекарства, прогнозировать климатические изменения и оптимизировать использование ресурсов. В будущем ИИ станет ключевым помощником в исследовании космоса, управлении автономными кораблями и анализе данных с других планет. В социальных аспектах ИИ может помочь решать глобальные задачи, такие как борьба с бедностью, улучшение систем здравоохранения и образования. Но всё это возможно только при ответственном подходе к разработке и использованию технологий.

Команда Фонда «Золотое сечение» надеется, что наши обучающиеся смогут с помощью ИИ менять мир к лучшему. Тем более, что в региональном центре по работе м талантами есть множество программ, которые помогут вам лучше изучить программирование и математику.