Участники образовательных программ по журналистике и медиа Фонда «Золотое сечение» пользуются каждой возможностью побывать в интересных местах или на значимых мероприятиях.
Всеволод Трифонов отправился на экскурсию в ГТРК «Урал», познакомился с профессионалами телерадиокомпании и подготовил материал о том, как делают новости в самом сердце Свердловской области.
ГТРК «Урал» и новостная фабрика | Чем живёт главная телерадиокомпания Урала
В преддверии Дня российской печати – главного праздника журналистов, который отмечается в нашей стране 13 января, юнкоры Фонда «Золотое Сечение» отправилась в самый центр новостной индустрии региона и посетили государственную телерадиокомпанию (ГТРК) «Урал».
Как развивалось телевидение, закулисье работы службы новостей, земные и подземные тайны офиса ГТРК, порог которого переступало больше знаменитостей, чем любого другого здания столицы Урала, – мы обобщили итоги увлекательной двухчасовой экскурсии.
«В стране было всего пять телецентров, один из них – в Свердловске»
Вышка видна со всех сторон мегаполиса. Здание, где зарождалось уральское телевидение, находится в деловом центре города по адресу Луначарского 212, именно там по-настоящему творилась история теле- и радио индустрии региона.
В 1955 году оно было построено по всем современным стандартам того времени и строго для нужд эфирного вещания, и в том же году состоялась первая телевизионная трансляция, а тридцатью годами ранее отсюда в квартиры свердловчан прошел первый радиосигнал.
В 2025 году уральская телерадиокомпания отметит одновременно 100-летний юбилей радио и 70-летний юбилей телевидения.
Место, где хранится история
О том, что это задние режимный объект – нам сообщает и строгий списочный контроль на входе, и тот факт, что под этим классическим зданием с колоннами и чудесными елями на входе, расположены целых два бомбоубежища – с регулярно обновляемыми запасами воды и провианта: «на всякий пожарный случай».
В небольшом узком, но уютном помещении расположился архив компании – здесь собраны все материалы, произведённые ГТРК «Урал» начиная с 1995 года. Все более ранние материалы хранятся в специальных помещениях, где поддерживается особая атмосфера: температура и влажность. Что вполне логично – до цифровой эпохи телевидение ничем не отличалось от кинематографа: все снимали на старую добрую кинопленку, которую, к слову старались экономить. Поэтому право на ошибку было регламентировано тогда метражом ленты. А сейчас работа тележурналистов измеряется не в метрах, но в секундах – все надо делать быстро, иначе новости “прокиснут”, ты не заслужишь интереса аудитории, а значит – тебя просто нет.
В 1990-х годах у телевидения появляется свой формат. Нам показывают ту самую кассету, которая тогда была на вес золота, – читаем: S-VHS (Super VHS) – однако уже тогда качество оставляло желать лучшего. На смену довольно быстро пришёл формат Betacam, он получил своё признание в кругу телевизионщиков как лучший аналоговый формат. Компания Betacam пыталась вести и полуцифровой формат (сохранялась магнитная плёнка, но технология уже была цифровая), однако в силу внушительных размеров кассеты, использовался он редко и в конце концов так и остался в истории. Следующим стал формат DVCAM. Какое-то время в компании использовали и известные всем DVD-диски, но такой способ хранения был не вполне безопасен – диски хрупкие, материал можно было легко потерять. Сейчас же всё хранится на LTO-дисках с объёмом памяти 6-25 терабайт, чего хватает примерно на месяц работы всей телекомпании, которая по закону хранит не только эфирные записи, но и все, что привезли со съемок корреспонденты. Это так называемые «исходники» – исходные материалы.
Невидимки телеэфира
Вернемся в наше настоящее. Вспомните: любой выпуск новостей начинается с приветствия ведущего. Часто ли вы, находясь по свою сторону экрана, говорите в ответ: «Здрасьте»? А ведь перед вами живой человек! Он в студии. А вокруг него, как убедились юнкоры, большая команда единомышленников – создателей эфирного продукта. Вокруг нас представители разных профессий: от гримера до режиссера, от оператора до звукоинженера. Всего же в штате ГТРК «Урал» значится 150 человек.
Интересный факт: Редакция работает в системе, которая подразумевает полный цикл телепроизводства – от съёмки до выпуска: сняли, загрузили материал в систему, его отсмотрели корреспонденты (там же они пишут тексты), взяли в работу монтажёры, а после, режиссёры выпустили в эфир. Программа отечественного производства называется BRAM (https://www.bramtech.ru/). Десять лет назад компания пользовалась итальянской разработкой Media Explorer, однако сейчас отмечают преимущества и удобства в работе BRAM.
Первые рабочие места, которые мы видим, входя в ньюсрум (с англ. новостная комната), принадлежат продюсерам. Эти очень ответственные люди занимаются полной организацией съёмок. В первую очередь на них лежит задача поиска тем, подбора спикеров-экспертов. Однако мало лишь найти тему, её нужно продвинуть в глазах режиссёров и доказать, что найденная история достойна внимания зрителей. Продюсеры же отвечают и за логистику: решают, кому и когда выезжать на съемки, как пройти на нужный объект, когда оператору и журналисту вернуться «на базу» и не подснять ли им еще что-нибудь по дороге. Это настоящие бойцы невидимого теленовостного фронта. Их собранность и кругозор решают здесь если не все, то очень многое.
Пройдя «зону продюсеров», мы попадаем в саму редакцию – место, где появляются новости. Мы слышим лишь мерное постукивание по клавиатуре. В остальном – тишина. Здесь корреспонденты создают свои сюжеты, редакторы их шлифуют, а режиссёры потом помогают упаковать в готовый вид. И никаких кабинетов, все на виду – такое пространство называется “open space”. И режиссеры наблюдают за происходящим в студии через свое окно, но об этом чуть позже.
Картинных дел мастера
Отдельная каста телекомпании – операторы. Они «держат картинку» – главное, что отличает телевидение от других типов СМИ. Своё оборудование сотрудники бережно хранят в операторской – это особое помещение, где у каждого есть свой личный шкафчик, в котором находится всё необходимое, начиная с камер, микрофонов и зарядных устройств, заканчивая элементами экипировки (например, жилетами с надписью «ПРЕССА») и сувенирами, привезенными с мест съемок: иконы, книги, поделки заключённых, камни и прочее.
В соседней комнатке на креслах-мешках отдыхал оператор Вячеслав. Услышав шум, он вышел из полумрака лаунж-зоны, поприветствовал нас и обаятельно улыбнулся в роскошные серебряные усы. Ни самого Вячеслава, ни его начальника Кристину Свет-Яковлеву не смутило, что в рабочее время «кое-кто» задремал. Дело в том, что мы пришли на телекомпанию вечером, а в ночь бравому Вячеславу предстояло ехать на съемки – чтоб зафиксировать, как в Екатеринбурге убирают снег.
Да, труд операторов невозможно переоценить, работать им приходится при любых погодных условиях: и в снег, и в дождь, и в жару, и в стужу. Но главное, что старается спасти оператор – это камера, – объясняет нам Вячеслав. И показывает трогательную меховую «шубку» для телекамеры, в которую легко могла бы поместиться болонка моей соседки тети Любы.
За собственные жизнь и здоровье операторам тоже иногда приходится бороться. Так, Вячеслав поведал, что однажды на съемках в Цыганском поселке съемочную группу начали закидывать камнями. А, снимая минувшим летом лесной пожар, один «Зоркий глаз» так увлекся, что потом, отставив камеру, сам принялся тушить пожар ветками. Было и такое, что к виску корреспондента приставляли дуло пистолета. Но и тогда все закончилось хорошо.
Впрочем, операторы ГТРК работают и на так называемых паркетных мероприятиях – освещают официальные встречи и визиты, переговоры и подписания соглашений между сильными мира сего. И оттуда привозят буквально на своей шее особые артефакты – Вячеслав не без гордости показывает нам десятки, если не сотни аккредитационных бейджей, заботливо развешенных вдоль стены на ленточках самых разных цветов.
Лицо компании
Теперь, пожалуй, стоит познакомиться с ведущими, чьи лица мы можем видеть на второй кнопке каждые утро и вечер. В тот момент, когда телеканалы «Россия 1» и «Россия 24» дают эфирное время своим региональным отделениям для местных новостей. Мы попали на ГТРК в самый горячий момент – за двадцать минут до вечернего выпуска программы «Вести-Урал». Но успели заглянуть и в гримерку, где умело орудовал пудреницей ведущий Денис Петров, и в студию, где тот же Денис разминался перед командой «Эфир!» начиткой с телесуфлера.
Денис рассказал нам интересный факт. Оказывается, вся одежда, в которой работает ведущий, принадлежит компании. А в магазинах, где она покупается, заранее обсуждается вероятный возврат, такая практика известна и в киноиндустрии. Впрочем, из казенного на Денисе оказались только рубашка, галстук и пиджак, а джинсы как были свои, так и остались – ведь их же зрителю из-за стола не видно. В этих своих джинсах Денис и ушел в темный морозный вечер, после того как появился на полчаса в сотнях тысяч квартир жителей Свердловской области. Но мы успели спросить, как часто его узнают в присутственных местах.
До эфира остаётся совсем немного времени, мы попадаем в святая святых – это студия S200. Название объяснить очень легко: S обозначает площадь – студия в 200 квадратных метров. Есть и другие, к примеру, в соседнем здании располагается студия S500.
Денис показывает нам педаль, которой он управляет скоростью телесуфлера. А еще маленький телесного цвета микрофон – его здесь называют «ухо». Он поддерживает постоянную связь ведущего с режиссером, который находится сверху за стеклянным окном и видит одновременно студию на экране, причем с разных камер и «вживую» – через стекло.
Его работа – выбрать правильную картинку – ту, которую увидим мы, зрители. То есть, главный навык режиссера, как мы поняли, это уметь за доли секунды принять верное решение. Помогает ли такое хладнокровие в быту? Ответ прозвучал из-за режиссерского пункта мгновенно: «Мне лично помогает машину водить».
В пункте управления эфиром главный человек, конечно, режиссер. Но кресел пять и все они заняты. Потому что помимо операторов в студии эфир обеспечивают ассистент режиссера, звукоинженер (или звукорежиссер), ещё один человек здесь отвечает за правильность титров, а другой – инженер, который обеспечивает работу всего оборудования, устраняя капризы техники.
История с приемником
Это произошло примерно пять лет назад. Казалось, все шло по привычной технологии. После местных новостей и «прощалки» ведущего, в студии гас свет, и режиссер – уже в московской аппаратной – включал федеральную заставку и канал продолжал вещание из столицы. Так было всегда. Но не в тот вечер. В Москве замешкались и свою заставку почему-то вовремя не выдали. И что же видит уральский зритель? Ведущая, которая только что покинула студию, пожелав всем хорошего вечера, в полумраке возвращается, к ней со спины подходит некий мужчина (это был оператор) и… аккуратно начинает расстегивать платье. Не сложно представить, о чем подумал шокированный зритель, но ужас, который пережила уральская эфирная команда, пока москвичи не запустили, наконец, злосчастную заставку, трудно переоценить. А все объясняется просто: оператор привычным движением всего лишь хотел помочь ведущей достать приемник, обеспечивающий работу радиомикрофона. Мужчины убирают его в карман пиджака или вещают на ремень, а женщине-ведущей приходится крепить со спины, под платье. Этот конфуз закончился тем, что ведущим ГТРК навсегда запретили как-либо «преображаться» в студии. Ну и еще, как нас заверили, у телекомпании после этой истории подрос рейтинг. И это немудрено.
Иду на звук
Под конец экскурсии по телевизионному блоку компании нас заводят в специальное помещение с повышенной шумоизоляцией. Здесь корреспонденты начитывают свои сюжеты.
А ведь раньше им приходилось, бедным, засовывать головы и распечатанные листочки в небольшой ящик, обитый изнутри поролоном. Один такой ящик на ГТРК сохранили на память и показали юнкорам – жуткое зрелище, скажу я вам. Мы спросили, что делает корреспондент, если сюжет выдавать надо, а на телекомпанию съемочная бригада вернуться не успевает. Кристина Свет-Яковлева пожала плечами: «Ничего страшного, начитает в машине, укрывшись куртками – своей, оператора, водителя…
Рядом с «начиточной» нам показали профессиональное место монтажера. Работа кипит на фоне сериала “Локи” (фильмы здесь точно любят, на стенах и дверях много старых постеров), а специалист превращает сырье, которое здесь называют «исходный материал», в готовый новостной продукт.
100 лет в радиоэфире
В блистательной истории ГТРК “Урал” тема радио является несомненно важной, если не сказать фундаментальной частью – ведь рождение компании началось с первых звуков радиоэфира.
ГТРК “Урал” имеет свои эфирные слоты сразу на нескольких государственных радиостанциях. Студий, из которых ведущие выходят в эфир, две: из первой, более современной и уютной, происходит вещание Радио Маяк и Вести FM, а в другой находится Радио России.
Рядом со студиями расположился музей истории радио
Практически все экспонаты музея были собраны и принадлежали особому человеку, который внёс огромный вклад в развитие радиовещания у нас, на Среднем Урале. Это был Михаил Соломонович Любарский.
Его голос жители региона впервые услышали ещё в 1960-е. Долгое время Михаил Любарский работал репортёром, а с конца 1980-х занял должность ведущего. Он создал утреннюю программу «Актуальный микрофон», которая шла строго в прямом эфире. Через какое-то время она сменила своё название на «Утреннюю волну». В конце девяностых Михаил Соломонович стал главным редактором и директором «Радио Урала», но продолжал вести радиоэфир. До самой своей смерти в 2017 году легендарный радиоведущий продолжал работу над программами «Надежда» и «Песня остаётся с человеком».
В музее можно проследить эволюцию радиоприёмников, диктофонов, радио записывающих устройств и микрофонов. Среди экспонатов также находятся старинные телевизоры и магнитофоны – всё вокруг позволяет проникнуться атмосферой информационной эпохи.
Студенты учатся летать
В 2020 году ГТРК “Урал” совместно с Уральским федеральным университетом презентовали новую кафедру, которая получила название «Телевидение и новые медиа». Это первая образовательная программа, которая преподаётся студентам не в стенах вуза, а на базе реальной телекомпании. Студенты здесь имеют возможность постигать азы телевидения и радио на профессиональном оборудовании, которое раньше использовалось самой компанией, а теперь переведено в разряд учебного.
Какое образование требуется для работы на телевидении? Мы задали этот вопрос Кристине Свет-Яковлевой уже буквально на пороге, прощаясь с телерадиокомпанией и ее замечательными сотрудниками. И Кристина Олеговна, улыбнувшись, нас пожурила:
…Посетив ГТРК “Урал”, погрузившись в производственную атмосферу, начинаешь по-настоящему осознавать сложность работы журналиста. В следующем году главному телеканалу уральской столицы исполнится 70 лет. Это огромный срок, за которым, как мы убедились, стоит кропотливый труд тысяч прекрасных людей, посвятивших профессиональную жизнь Информации и нам – слушателям-зрителям.
Автор статьи и фото: Всеволод Трифонов
Если вы тоже хотите попробовать себя в роли журналиста, следите за анонсами и присоединяйтесь к образовательным медиа-программам и проектам Фонда «Золотое сечение», например к дистанту «Базовые навыки журналиста».