Кем бы человек ни был, умение что-то делать руками помогает ему в основном виде деятельности. Привести мысли в порядок, посмотреть на проблему иначе, найти новое направление, обрести вдохновение — всё это можно сделать, занимаясь рукоделием или при работе с деревом.
Так считает Лазарева Татьяна, текстильный дизайнер, автор программы «Мастер-класс» на «1 Образовательном канале», автор книг «Рукотворные чудеса» и «Чудеса лоскутного шитья», член творческой команды конкурса юных текстильных дизайнеров детских театров моды и костюма под кураторством В. М. Зайцева «Золотая игла», участник текстильных проектов в Бирмингеме, Штутгарте, Токио, участник международного проекта лоскутного шитья Душа России, приглашённый педагог Фонда «Золотое сечение».
Татьяна Александровна говорит, что промыслы — это не какой-то бабушкин сундук и архаика. Промыслы — это актуальное искусство. Именно поэтому многие дизайнеры одежды вносят в свои коллекции народные орнаменты, традиционные кружева. Например, Валентин Юдашкин создал эксперимент «Оренбургский пуховый платок в силуэтах» и получил признание на «Неделе моды в Париже». А Денис Симачёв в своё время расписал под Гжель iРhone 4S.
«Сейчас в стране набирает обороты новое движение — этнофутуризм (греч. ethnos – народ, племя; лат. futurum – будущее). Это художественно-стилевое течение, декларирующее приверженность к родному языку, глубинной (архетипической) культурной традиции, её образам и символам. Это метод выживания культуры, которая сегодня находится в глубоком кризисе.
Традиция должна быть живой. Мы можем плавно перетечь из архаики в современную жизнь, держаться корней, но при этом держать руку на пульсе. Промыслы нельзя консервировать — это живая вещь. Современные художники очень много берут от народного прикладного творчества, идут дальше, потому что нужно шагать в ногу современности. Кружевоплетение изменилось — нельзя делать большие и тяжёлые вещи — их никто не купит. Они должны быть лёгкими, дышащими, которые хочется забрать с собой. Изменился тот же оренбургский платок — посмотрите, насколько интересным стал у них ассортимент, как много интересных вещей они делают.
Я очень уважаю мастеров Удмуртии. В их традиционном костюме есть уникальный элемент — специальный нагрудник. Его можно преобразить под моду сегодняшнего дня. Это может быть принт на футболку или сумочка на кнопках.
Вообще нужно делать специальный курс по народному костюму, ведь он очень продуман, функционален и при этом красив. Там столько деталей, о которых мы не знаем, но которые очень рациональны и при этом эстетичны, что это просто впечатляет. И эти элементы можно разбирать и использовать для сегодняшнего дня.
Большие художники знают цену народному творчеству. Наши бабушкины архаичные приёмы — это золотой запас нам на будущее. Однако мастерам очень трудно донести свои творения до широкой публики. Настоящее народное искусство выставляется в каких-то специфичных помещениях, тёмных, непопулярных.
Устраивать выставки необходимо в хороших музеях, центрах, там, где у посетителей будет возможность не торопясь рассмотреть все детали, оценить. Но такие площадки часто предпочитают эпатажных художников, которые через хайп приводят туда людей. Я же считаю, что необходимо научить зрителя не за скандалом идти, а за красотой, за вниманием к деталям, за вдохновением.
Должен быть микс настоящих народных мастеров и людей, которые занимаются академическим, авторским искусством. Так, чтобы заиграло, выглядело модным и красивым, вызывало интерес, желание носить. Было бы отлично, если бы наши бизнесмены, чиновники обратили своё внимание именно на местных мастеров. Пусть у него портмоне будет не итальянским, а от местного кожевных дел мастера, пусть у неё будет платочек с местным колоритом, пусть украшения будут от уральских ювелиров. И конечно же важно самому уметь делать что-либо руками. Декоративно-прикладное искусство несёт в себе сразу несколько полезных функций. Это снятие тревоги, зажимов, неуверенности в себе, это умение выстроить план, оценить технологии, инструменты, материалы, тренировка усидчивости, терпения, умение достигать готового результата и гордиться итогами своей работы.»
Кстати, мы обещали рассказать, что такое babushka. Идея принадлежит грузинскому дизайнеру и основателю французского модного дома Vetements Демне Гвасалии. Он выпустил на подиум моделей-мужчин в косынках еще на показе коллекции осень/зима 2018. После этого в мире начался бум «babushka» – платочков для мужчин.
Напомним, что 2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В Фонде «Золотое сечение» существует направление «Народные промыслы». В этом году региональный центр впервые объявил конкурс «Время мастеров». Если вам от 12 до 17 лет и вы создаёте шедевры в лучших традициях народных промыслов, отправляйте заявку до 21 августа 2022 года.