Одними из самых любимых интенсивов Фонда «Золотое сечение» школьников стали программы от студии ФА-САД.

В Загородном образовательном центре «Таватуй» каждый интенсивный курс по направлению «Архитектура», имеет определенную направленность и посвящён какой-либо тематике. Авторами программ стали Александр Коротич, Инна и Валерий Салиховы.

Они проводят не только основные занятия, но мастер-классы для ребят со смежных направлений — тех, которые увлекаются биологией, информатикой, математикой, искусствоведением, журналистикой, экономикой и прочим. По мнению наставников, чтобы быть успешным в области архитектуры, необходимо быть грамотным в широком диапазоне науки и искусства.

«Архитектура — это всеобъемлющая наука. Она находится на стыке технических и творческих знаний и умений. Очевидно, что для человека, занимающегося профессионально архитектурой, недостаточно локальных и узконаправленных компетенций. В процессе создания объектов для проживания, трудовой деятельности, сферы обслуживания, взаимодействия различного количества людей или масштаба, автор обязан учитывать значительное количество аспектов взаимодействия человека с окружающим миром. Существуют различные уровни ответственности зданий и сооружений. От того, как организовано пространство, какие технологические, визуальные или навигационные характеристики заложены в проекте, зависит и комфортность и безопасность жизнедеятельности человека. Понимание множества и специфики процессов и состояний, влияющих на нашу жизнь, формирует ответственное отношение архитектора к своей профессии.

Действительно, если посмотреть на то, что существует вокруг нас, то всё можно примерно разделить на природный характер и объекты, созданные человеком. Соответственно, взаимопроникновение и регулирование этих базовых комплексов со стороны человека неизбежно.

Междисциплинарные знания способствуют тому, чтобы смотреть на какую либо задачу с различных ракурсов, позволяют принимать решения и их вариантность с учётом комплексности задач.

Рассмотрим, к примеру, задачу проектирования небольшого объекта — индивидуального жилого дома для одной семьи. Естественно, что важнейшим этапом при проектировании является сбор исходных данных и их анализ. Для всестороннего понимания возможности реализации и прогнозирования того как будет выглядеть будущий объект, а также его эксплуатации архитектор обязан привлекать различных специалистов и разбираться в широком спектре смежных дисциплин. Начнём с того, где будет размещаться объект? На конструктивные решения фундамента (и соответственно его стоимость) влияет анализ физико-механических свойств грунтов, залегание грунтовых вод, их агрессивность. В случае если здание планируется на существенном уклоне и, допустим, на берегу водоёма, необходимо учитывать влияние на конструкцию и формообразование строения, направление ветров, ориентацию по сторонам света, откуда возможно подтопление или снеговые заносы, организация доступа к территории и непосредственно к зданию. Для того чтобы помещения не перегревались или переохлаждались, необходимо знание строительных материалов, расчёт толщины, возможности крепления, порядок их размещения в ограждающих конструкциях для долговременной и качественной эксплуатации дома.

Принципиально понимать теплотехнические характеристики, ремонтнопригодность, прогноз того, как будут со временем меняться физические и эстетические характеристики материалов.

Существенно оказывают влияние на планируемый объект определённые ограничения: конфигурация участка, наличие различных защитных зон, личное мнение заинтересованных лиц (заказчика, с которым необходимо вести продуктивный диалог), законы, регламентирующие градостроительную деятельность.

Как будет выглядеть здание снаружи и изнутри? Возможны различные формы визуализации в той или иной детализации – от эскизных поисков, чертежей и качественной графики до макетирования или 3d моделирования. На жителей будет рассчитано здание? Предполагаются ли гостевые, рабочие, вспомогательные, специальные помещения? Существуют ли какие то предпочтения у членов семьи, специфические, в том числе возрастные, психологические ограничения, по перемещению на объекте?

Таким образом, с помощью сбора исходных данных и их анализа формируется информационная «картина» для архитектора, на основании которой, складываются границы, философия и понимание задач при проектировании объекта.

Безусловно, образное мышление, понимание масштаба, пространственное воображение — качества необходимые как данность грамотному архитектору, чтобы объединить такое большое количество всех имеющихся данных и создать качественный, выразительный, эргономичный, безопасный объект.

Одно из важнейших качеств, которым должен владеть архитектор, — способность как самостоятельной работы, так и увязки различных специалистов в единую команду, что предполагает объединение людей, к которым необходимо найти свой профессиональный подход.

Получается, чтобы строить красивые здания, нам необходимы знания в географии, биологии, физике, геометрии, математике, экономике, информатике, психологии, умение работать с законодательной базой, презентациями и многое другое. Именно поэтому в области архитектуры важны комплексность знаний из разных научных дисциплин, умение творческого осмысления и выражения своих идей в имеющихся рамках.
Естественно, что условия, применимые для массового строительства объектов, и анализ исходных данных для уникальных или особо сложных объектов отличаются, при этом ответственность значительно выше. Соответственно, знания в различных научных дисциплинах, глубокий анализ данных, контроль в процессе эксплуатации становятся обязательными требованиями при проектировании таких объектов.

Интенсивные образовательные курсы по развитию творческого мышления направления «Архитектура» уже в своём названии объясняют основную цель — создание творческой среды, которая позволяет выражать свои идеи на практике, активно экспериментировать с материалами и формообразованием, пробовать идти нестандартным путём, взаимодействовать с командой, увидеть плоды интенсивной деятельности в междисциплинарном взаимодействии».

Наставники считают, что каждый человек в своей жизни использует знания из различных областей науки, искусства… Умение их применять является важной составляющей развития личности и одним из критериев творческих способностей. А те ребята, которые обучались на программах по архитектуре, смогут применить свои знания и в других областях, чем бы они в дальнейшем не занимались.