В 2024–2025 учебном году профиль «Робототехника» входил во ВсОШ по технологии. В заключительный этап, который проходил в Казани, попали Дмитрий Жирнов (9 класс, МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева, г. Серов), Михаэль Буньков (11 класс, МАОУ «СОШ №25», г. Верхняя Пышма) и Михаил Константинов (11 класс, МАОУ Лицей №128, г. Екатеринбург).

Для Свердловской области это стало большим достижением: впервые сразу три наших участника прошли в заключительный этап столь престижного состязания по данному предмету, да ещё и Дмитрий Жирнов завоевал призовое место.

Все эксперты единодушны в том, что такие достижения стали возможными из-за уникальной ситуации, которая сложилась в нашем регионе, благодаря синергии нескольких сил: Фонда «Золотое сечение», департамента образования Администрации Екатеринбурга, Благотворительного фонда СКБ Контур как драйвера развития сложных направлений, ООО «Центр образовательной робототехники РЭДЛЕД» как методической и технологической базы, обеспечивающей потребности олимпиадной подготовки.

Павел Томшин, председатель РПМК по профилю робототехника, тренер сборной РФ по робототехнике 2016–2018 гг.; тренер международных команд Беларуси, Казахстана и ОАЭ, член научно-методического комитета Российской Робототехнической олимпиады, член национального экспертного совета при Федерации спортивной и образовательной робототехники России, основатель образовательного ресурса по соревновательной робототехнике:

Нужно создавать точки вовлечения, надо информировать образовательные организации, создавать условия, при которых в школах могли бы собирать роботов и решать олимпиадные задания. Вопрос технического обеспечения в муниципалитетах в целом решён. Поскольку экспертов в регионе мало, нужно использовать гибридные формы работы. Чтобы появились вовлечённые ребята, должны быть преподаватели и родители, которые поддерживают ребёнка не только морально, но и поиском знаний, наставников, интересуются данной темой

Эксперты отмечают, что именно родители часто являются теми, кто передаёт первые знания о роботах школьникам. Они находят интересные данные, необходимого педагога, клуб для занятий, договариваются с руководством школы, возят на занятия, поддерживают морально… Родители могут написать в Фонд «Золотое сечение» или в сотрудникам Благотворительного фонда СКБ Контур — партнёру регионального центра по работе с талантами, — о том, что их сын или дочь мечтают заниматься робототехникой серьёзно.

Чтобы увеличить количество победителей и призёров на заключительном этапе ВсОШ по данному профилю, необходимо выявлять таланты, способные побеждать на школьном этапе олимпиады, на других состязаниях.

Для этого важна не только заинтересованность родителей и мотивация школьников, но и одарённые педагоги, которых тоже необходимо находить и поддерживать, давать им знания на различных курсах повышения квалификации — таких как школа ОлимпАктив, основанная Фондом «Золотое сечение» совместно с Благотворительным фондом СКБ Контур и Центром образовательной робототехники РЭДЛЕД, который предоставляет площадку и оборудование для курсов.

Отметим, что здесь уже третий год подряд под руководством Павла Томшина проводят курсы повышения квалификации для учителей робототехники города Екатеринбурга и других муниципалитетов региона.

Если учащемуся интересна робототехника, он хочет узнать, как далеко он может продвинуться в этой сфере, эксперты предлагают действовать по следующему алгоритму. Необходимо подойти к директору школы и прямо задать вопрос: «У кого и где я могу заниматься олимпиадной робототехникой в нашем городе?» Если окажется, что в муниципалитете нет таких экспертов, необходимо написать в Фонд «Золотое сечение» — здесь ваш запрос переадресуют специалистам, а также порекомендуют бесплатные дистанционные, очные или интенсивные программы и конкурсы, которые помогут погрузиться в эту тему.

Необходимо перенаправлять школьника в специальный центр, потому что сейчас в одиночку крайне сложно заниматься самостоятельно, более того, это практически невозможно из-за современного уровня требуемых технологий.

Павел Томшин:

Это должен быть собственный выбор ребёнка, а не по указке от учителей или родителей. Подготовка ко ВсОШ — это длительный, многолетний процесс. А более высокие этапы подразумевают увеличение степени сложности. Всё это отнимает много сил и времени. Соответственно, у самого ребёнка должна быть высокая мотивация, которую должны поддерживать тренер и родители — всё время говорить о ценностях процесса, о мечтах, возможных результатах, целях…

Особенности ВсОШ по профилю «Робототехника» в том, что этап проходит в три тура: теоретический, практический и проектный.

При этом теоретический тур — это решение расчётных задач с элементами из физики, электротехники, математики и информатики. Задачи должны быть реальными, такими, которые решают насущную проблему какого-то предприятия или научного центра.

Практический тур выполняют на «настоящем железе», то есть вся теория должна здесь заработать.

На проектном туре необходимо предоставить членам жюри готовый продукт, отвечающий актуальным требованиям и поставленным задачам. Именно эта составляющая является главным критерием для оценки участника ВсОШ.

Эксперты пришли к выводу, что необходимо как можно раньше знакомить ребят с робототехникой — в идеале с 1 класса.

Ещё одним важным этапом для введения в данную дисциплину может стать участие в Уральской олимпиаде по робототехнике. Она впервые состоялась в этом году в Свердловской области и собрала почти 400 участников от 8 до 17 лет из разных регионов УрФО. Одной из целей этого состязания является популяризация развития практических инженерных компетенций и робототехники как важного направления для погружения в мир науки и технологии. Также соревнование направлено на формирование образовательной траектории школьника любого возраста и на любом этапе обучения с помощью олимпиадных, но посильных, задач.

Инициаторами и организаторами мероприятия выступили Благотворительный фонд СКБ Контур, Уральский федеральный университет, Центр образовательной робототехники Редлед, Департамент образования Администрации Екатеринбурга и Фонд «Золотое сечение».

Чем раньше школьник начнёт знакомиться с робототехникой, тем больше у него будет времени и возможностей проверить себя, разобраться в предмете и выйти на значимые результаты раньше, а значит, подготовить себя к участию в заключительном этапе ВсОШ уже к 9 классу.

Отметим, что в 2025–26 учебном году в программе Всероссийской олимпиады школьников произойдут изменения.

«Робототехника» перейдёт из дисциплины «Технология» в информатику, которая со следующего сезона будет проходить по четырём профилям:

  • Информационная безопасность
  • Программирование
  • Робототехника
  • Искусственный интеллект

Обновление структуры олимпиадных заданий позволит учитывать современные направления развития науки и технологий, а также повысить уровень подготовки школьников и помочь им в выборе будущей профессии.

А команда Фонда «Золотое сечение» и эксперты из Благотворительного фонда СКБ Контур и «Центра образовательной робототехники РЭДЛЕД» продолжат помогать педагогам и обучающимся прокачивать навыки для успешного выступления в данном виде интеллектуального состязания.