В 2024–2025 учебном году профиль «Робототехника» входил во ВсОШ по технологии. В заключительный этап, который проходил в Казани, попали Дмитрий Жирнов (9 класс, МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева, г. Серов), Михаэль Буньков (11 класс, МАОУ «СОШ №25», г. Верхняя Пышма) и Михаил Константинов (11 класс, МАОУ Лицей №128, г. Екатеринбург).
Для Свердловской области это стало большим достижением: впервые сразу три наших участника прошли в заключительный этап столь престижного состязания по данному предмету, да ещё и Дмитрий Жирнов завоевал призовое место.
Все эксперты единодушны в том, что такие достижения стали возможными из-за уникальной ситуации, которая сложилась в нашем регионе, благодаря синергии нескольких сил: Фонда «Золотое сечение», департамента образования Администрации Екатеринбурга, Благотворительного фонда СКБ Контур как драйвера развития сложных направлений, ООО «Центр образовательной робототехники РЭДЛЕД» как методической и технологической базы, обеспечивающей потребности олимпиадной подготовки.

Павел Томшин, председатель РПМК по профилю робототехника, тренер сборной РФ по робототехнике 2016–2018 гг.; тренер международных команд Беларуси, Казахстана и ОАЭ, член научно-методического комитета Российской Робототехнической олимпиады, член национального экспертного совета при Федерации спортивной и образовательной робототехники России, основатель образовательного ресурса по соревновательной робототехнике:
Эксперты отмечают, что именно родители часто являются теми, кто передаёт первые знания о роботах школьникам. Они находят интересные данные, необходимого педагога, клуб для занятий, договариваются с руководством школы, возят на занятия, поддерживают морально… Родители могут написать в Фонд «Золотое сечение» или в сотрудникам Благотворительного фонда СКБ Контур — партнёру регионального центра по работе с талантами, — о том, что их сын или дочь мечтают заниматься робототехникой серьёзно.
Чтобы увеличить количество победителей и призёров на заключительном этапе ВсОШ по данному профилю, необходимо выявлять таланты, способные побеждать на школьном этапе олимпиады, на других состязаниях.
Для этого важна не только заинтересованность родителей и мотивация школьников, но и одарённые педагоги, которых тоже необходимо находить и поддерживать, давать им знания на различных курсах повышения квалификации — таких как школа ОлимпАктив, основанная Фондом «Золотое сечение» совместно с Благотворительным фондом СКБ Контур и Центром образовательной робототехники РЭДЛЕД, который предоставляет площадку и оборудование для курсов.
Отметим, что здесь уже третий год подряд под руководством Павла Томшина проводят курсы повышения квалификации для учителей робототехники города Екатеринбурга и других муниципалитетов региона.
Если учащемуся интересна робототехника, он хочет узнать, как далеко он может продвинуться в этой сфере, эксперты предлагают действовать по следующему алгоритму. Необходимо подойти к директору школы и прямо задать вопрос: «У кого и где я могу заниматься олимпиадной робототехникой в нашем городе?» Если окажется, что в муниципалитете нет таких экспертов, необходимо написать в Фонд «Золотое сечение» — здесь ваш запрос переадресуют специалистам, а также порекомендуют бесплатные дистанционные, очные или интенсивные программы и конкурсы, которые помогут погрузиться в эту тему.
Необходимо перенаправлять школьника в специальный центр, потому что сейчас в одиночку крайне сложно заниматься самостоятельно, более того, это практически невозможно из-за современного уровня требуемых технологий.
Павел Томшин:
Особенности ВсОШ по профилю «Робототехника» в том, что этап проходит в три тура: теоретический, практический и проектный.
При этом теоретический тур — это решение расчётных задач с элементами из физики, электротехники, математики и информатики. Задачи должны быть реальными, такими, которые решают насущную проблему какого-то предприятия или научного центра.
Практический тур выполняют на «настоящем железе», то есть вся теория должна здесь заработать.
На проектном туре необходимо предоставить членам жюри готовый продукт, отвечающий актуальным требованиям и поставленным задачам. Именно эта составляющая является главным критерием для оценки участника ВсОШ.
Эксперты пришли к выводу, что необходимо как можно раньше знакомить ребят с робототехникой — в идеале с 1 класса.
Ещё одним важным этапом для введения в данную дисциплину может стать участие в Уральской олимпиаде по робототехнике. Она впервые состоялась в этом году в Свердловской области и собрала почти 400 участников от 8 до 17 лет из разных регионов УрФО. Одной из целей этого состязания является популяризация развития практических инженерных компетенций и робототехники как важного направления для погружения в мир науки и технологии. Также соревнование направлено на формирование образовательной траектории школьника любого возраста и на любом этапе обучения с помощью олимпиадных, но посильных, задач.
Инициаторами и организаторами мероприятия выступили Благотворительный фонд СКБ Контур, Уральский федеральный университет, Центр образовательной робототехники Редлед, Департамент образования Администрации Екатеринбурга и Фонд «Золотое сечение».
Чем раньше школьник начнёт знакомиться с робототехникой, тем больше у него будет времени и возможностей проверить себя, разобраться в предмете и выйти на значимые результаты раньше, а значит, подготовить себя к участию в заключительном этапе ВсОШ уже к 9 классу.
Отметим, что в 2025–26 учебном году в программе Всероссийской олимпиады школьников произойдут изменения.
«Робототехника» перейдёт из дисциплины «Технология» в информатику, которая со следующего сезона будет проходить по четырём профилям:
- Информационная безопасность
- Программирование
- Робототехника
- Искусственный интеллект
Обновление структуры олимпиадных заданий позволит учитывать современные направления развития науки и технологий, а также повысить уровень подготовки школьников и помочь им в выборе будущей профессии.
А команда Фонда «Золотое сечение» и эксперты из Благотворительного фонда СКБ Контур и «Центра образовательной робототехники РЭДЛЕД» продолжат помогать педагогам и обучающимся прокачивать навыки для успешного выступления в данном виде интеллектуального состязания.