Инна Денюш, директор Фонда «Золотое сечение», стала одним из спикеров панельной дискуссии: «Человек учащийся», посвященной образованию и его вкладу в экономику кадров.

Кадровый голод – одна из глобальных проблем, которая одновременно стоит перед частным бизнесом, большой наукой и государственными структурами. Как его «утолять» и что должны делать социально-ответственные предприятия, говорили 10 июля в рамках деловой программы на стенде СКБ Контур.

В обсуждении приняли представители бизнес-сектора, органы власти и некоммерческий сектор: Инна Гумбатова, директор департамента образования Екатеринбурга, Татьяна Кансафарова, исполнительный вице-президент СОСПП, Светлана Скользкова, директор благотворительного Фонда СКБ Контур, Максим Новиков, директор школы бакалавриата ИРИТ-РТФ УрФУ и Александра Лопата, менеджер проекта БФ СКБ Контур.

По оценкам экспертов дефицит специалистов в России в 2023 году составил почти 5 млн человек. Ключ к решению проблемы кадрового голода – человек, который постоянно обучается на протяжении всей жизни. Что происходит на каждом этапе, какие возможности и ограничения есть, тенденции и инструменты, принцип взаимодействия бизнеса и государства – ключевые вопросы, которые рассмотрели эксперты сферы образования.

Эксперты сошлись во мнении, что в нашем быстро меняющемся мире важно иметь гибкие навыки, уметь применять и комбинировать свои знания и способности, а самое главное – знать, как учиться всю жизнь.

Предпрофильное образование должно опуститься с уровня 10–11 классов до 7–9 класса, чтобы ребята как можно раньше начинали понимать, что им интересно, более углублённо изучать те предметы, которые будут способствовать их развитию в этом направлении. У нас в Екатеринбурге уже создана огромная сеть предпрофильных классов, в том числе инженерные, IT, где мы совместно проводим входное тестирование для обучающихся, работаем над повышением квалификации педагогов.
Инна Гумбатова
Директор департамента образования Екатеринбурга
Раньше была проблема отсутствия информации, а сейчас проблема переизбытка информации. И человек без серьёзного жизненного опыта не понимает, как ему ориентироваться в будущем, в сфере интересов, построения карьеры. Этот навык нужно отрабатывать со школы. В этом помогает дополнительное образование.
Инна Денюш
Директор Фонда «Золотое сечение»
Важный вопрос в том, как профориентация должна влиять на карьеру молодых людей в будущем. Одно дело выявлять талантливых и работать с ними. Другое дело – долго не раскрываться. Школьники и их родители в большинстве своём ошибочно полагают, что нужно прямо сейчас сделать выбор раз и навсегда. Но на самом деле не знать, чем ты будешь заниматься ближайшие 5–10–20 лет тоже неплохо. Мир меняется быстро. И надо обучать людей не определённой профессии, а тому, как быстро получать знания, чтобы соответствовать вызовам времени. Необходим широкий кругозор и умение менять траекторию.
Максим Новиков
Директор школы бакалавриата ИРИТ-РТФ УрФУ
Самая страшная байка для бизнеса – это не то, что компания обучит сотрудника, а он уйдёт, а то что останется сотрудник, который не стремится узнавать ничего нового. Я хочу отметить ещё одну тенденцию, которая есть у родителей и обучающихся: они часто не знают и не понимают современных рабочих профессий. Для них становится открытием, что это высокооплачиваемые, технологичные и почётные отрасли, в которые требуются образованные, умные люди. При прогнозировании будущего нужно учитывать, что Свердловская область – это промышленный регион.
Татьяна Кансафарова
Исполнительный вице-президент СОСПП

В ходе панельной дискуссии участники сошлись во мнении, что система образования должна подстраиваться под стратегические вызовы времени и помогать развивать гибкие навыки и стремление к постоянному расширению знаний и навыков.