Региональная сборная по биологии добилась заметных результатов на всероссийской олимпиаде школьников в 2024/2025 году.
Усилия тренеров, аккумулирование ресурсов научных и индустриальных партнеров, организаторов, деятельное участие органов власти, целеустремленность школьников и поддержка родителей – вклад каждого в общий результат привел команду Среднего Урала к высокой позиции по результативности среди регионов страны.
Совместно с партнерами фондом «Золотое сечение» организована школа «ОлимпАктив», в рамках которой выстроена системная работа со школьниками, а также проводятся стажировки для педагогов из муниципалитетов области.
Образовательные программы реализуются в различных форматах, имеют связь между собой, являются звеньями одной цепи подготовки. Начать свой путь в олимпиаде мотивированному школьнику можно на дистанционных программах регионального центра, после успешного освоения которых поступить на очные или онлайн программы. По итогам результативного прохождения школьного и муниципального этапов участник ВсОШ может быть допущен на интенсивные курсы в загородном образовательном центре «Таватуй». Здесь дают необходимые знания и навыки для участия в региональном этапе. С теми, кто вышел в финал ВсОШ, проводится индивидуальная работа экспертами самого высокого уровня.
Свою оценку олимпиадному сезону дал главный тренер Свердловской области по биологии Александр Ибатуллин, заместитель директора по олимпиадной деятельности, старший преподаватель кафедры химии и биологии Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета.
Александр Анатольевич, как прошел олимпиадный сезон по биологии с точки зрения главного тренера?
Мы собрали уникальную и мощную команду педагогов, которая фактически «закрыла» все разделы биологии на современном и высоком академическом уровне. Занятия и практику вели золотые медалисты международной олимпиады по биологии, победители и призеры заключительного этапа ВсОШ прошлых лет, сотрудники и студенты МГУ им. М. Ломоносова, НГУ и УрФУ, члены РПМК.
Эксперты разработали оригинальную систему отбора ребят в сборную, начиная с 5 класса, на интенсивах в Загородном образовательном центре «Таватуй», подготовительных курсах в СУНЦ УрФУ. Создали условия конкуренции, мотивации и поддержки для каждого обучающегося на протяжении долгого времени работы, а также сформировали потребность самоанализа в олимпиадном движении.
Выстроено эффективное взаимодействие с важными партнерами, например, с Медицинским центром «Кволити Мед», которые оказывают значительную поддержку участников сборной в результативном движении вперед.
Наставниками выпущено значительное количество авторских учебных пособий по олимпиадной биологии, аналогов которым нет в стране. Это «Фотографический атлас анатомии растений», «Зоология позвоночных», «Путь к белку», «Эндокринология» и другие.
С чего начинается путь биолога в олимпиаде? Как вообще развить и поддержать интерес к предмету?
Интерес к биологии возникает при погружении в ее практическую плоскость, когда человек является «полевиком» – любит лес, природу, наблюдает за животными и растениями, изучает разнообразие жизни, много читает.
Для участия в олимпиаде важно, чтобы у ребенка была развита память и имелась высокая мотивация. А еще здорово, когда он имеет разноплановые увлечения – например, одновременно любит творчество, музыку и не отвергает математику.
Музыка развивает образное мышление и мощно память, координацию двух полушарий и художественное мастерство. Уверен, что профессиональный биолог должен быть отличным художником, а это творчество.
Математика ставит логическое мышление и систематизирует знания по нужным полочкам, значительно облегчает понимание многих закономерностей.
Биология-музыка-математика – вот он образ отличного биолога!
Каков он – участник олимпиадной сборной, на ваш взгляд?
Участники олимпиады – огромные трудяги, у которых зачастую детство довольно специфическое. Они тратят практически все свободное время на глубокое познание предмета, чтобы быть конкурентоспособными на уровне страны, порой работая по 8 часов каждый день без выходных, каникул и отводя на отдых совсем немного времени.
Олимпиадник – это ученик, который качественно ведет конспекты, прослушивает большое количество университетских лекций в очном формате или изучает записи с них. Он постоянно дополняет новыми данными свои знания, повторяет изученное, чтобы уточнить и детализировать вопрос, лучше и глубже разобраться в смежной теме.
Это человек, который занимается поиском ответов на то, что ему стало непонятным в новой информации.
Это достаточно непростые, амбициозные дети, которые требуют особого подхода и условий воспитания, потому что некоторые, добившись успеха, считают, что это только они и только они сами добились его. Бывает, что педагог выходит из авторитета у таких детей, поэтому наставнику очень важно держать марку на высоком уровне, иметь большой авторитет у учеников, иначе он не сможет стать тренером для них.
Есть ли алгоритм движения в олимпиаде, когда стоит начинать участвовать?
Важно попасть на региональный этап в 8 классе, а на заключительный этап в 9 классе, тогда есть шансы выиграть закл. Редкий ученик сможет взять ВсОШ, если начнет заниматься только с 10 класса – это способен сделать только очень одаренный ребенок. Поэтому самое время для олимпиад 7-9 классы!
Что нужно сделать, чтобы больше школьников из муниципалитетов попадали на региональный и заключительный этапы?
Нужно сопровождать педагогов, чтобы они были способны направлять мотивированных детей.
Если школьный учитель настроен на воспитание эффективных участников олимпиад, то прежде всего он должен развиваться сам, «ловить» тенденции, быть в курсе всех биологических активностей и вовремя заметить мотивацию ученика, предложить ему нужную книгу.
Не обязательно знать все разделы биологии, но какой-то один точно нужно знать очень глубоко. Именно это сможет вызвать интерес у ученика и подтолкнуть его к изучению предмета на высоком уровне.
Не верю в то, что только направляя можно воспитать победителя и призера заключительного этапа, нужно хорошо разбираться в биологии, но что-то знать – именно экспертно.




