Три свердловские команды взяли медали: 2 «серебра» и одну «бронзу» – на 47-м Всероссийском турнире юных физиков. Он состоялся в Образовательном центре «Сириус». Всего на состязание были приглашены 19 команд из 11 регионов России.
Серебряные медали и дипломы II степени – у команд 130 лицея и СУНЦ УрФУ-52 из Екатеринбурга. Бронзовые медали и диплом III степени – у команды СУНЦ-9.11.
Команда Фонда «Золотое сечение» поздравляет школьников, их родителей и наставников со столь высоким достижением
Турнир юных физиков – это лично-командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях — физических боях.
Подготовка школьников к турниру и форма его проведения максимально приближены к реальной исследовательской работе и ее представлению научному сообществу.
Напомним, региональный этап турнира состоялся в апреле 2025 года в Загородном образовательном центре «Таватуй». Тогда ребята участвовали не только в интеллектуальных баталиях, но и посещали специальные занятия. Здесь они развивали критическое и исследовательское мышление, учились эффективно коммуницировать в командах и работать над проектам.
Дудин Демид, 9 В, СУНЦ УрФУ, бронзовый призёр:
«Для меня ТЮФ – это возможность «прокачать» физику, побыть в атмосфере единомышленников, побороть свой страх перед публичными выступлениями.
Безусловно, Фонд «Золотое сечение» помог мне в подготовке к Турниру юных физиков. На сменах в 2024-2025 г. мы занимались в том числе решением практических заданий, а ТЮФ – это публичная демонстрация физического эксперимента.
Самым сложным во время состязаний для меня было оппонировать. Необходимо было за время короткого выступления понять решение докладчика, выявить плюсы и минусы. Затем в ходе дискуссии нужно было направить докладчика на более углубленное понимание задачи.
Главное – не переступить грань между оппонентом и докладчиком и не начать рассказывать свое решение».
Александр Меренцов, старший научный сотрудник Института физики металлов УрО РАН, доцент кафедры физики и астрономии СУНЦ УрФУ рассказал, чем турнир отличается от привычного формата олимпиад и почему в этом году «в призах» оказались сразу 3 команды из Свердловской области:
«Турнирная и олимпиадная деятельность – это две совершенно разные истории. Олимпиадные теоретические задачи – это задачи повышенной сложности, которые имеют однозначно правильное решение. Некоторые методы решения этих задач выходят за рамки общеобразовательной программы, и требуется специальная подготовка школьников для их успешного решения. Что касается практической части, то задания напоминают лабораторную работу, выполнение которой приводит к известному заранее результату. При решении олимпиадных заданий школьник полагается только на собственные умения и знания. Это индивидуальная деятельность.
Турнир же – деятельность командная. В команду собираются пятеро ребят, которым интересна исследовательская работа, поскольку задачи турнира – открытые, они не имеют однозначного ответа или решения. Нужно понять механизм явления, описанного в задаче, проанализировать имеющуюся литературу (ведь кто-то уже данное явление точно исследовал!), сконструировать экспериментальную установку, спланировать и провести ряд необходимых экспериментов, проанализировать результаты. Обычно один участник команды выполняет одну или две турнирные задачи. Но в команде каждый участник должен ориентироваться во всех задачах, которые делает команда, так как на турнире нужно будет не только докладывать свои задачи, но и оппонировать и рецензировать задачи других команд. Мы учим ребят не только докладывать о результатах собственной научной деятельности, но также вдумчиво и быстро анализировать чужие решения, аргументированно и вежливо дискутировать, находить важное и второстепенное. Учим научной этике – это очень важно, если участник команды в дальнейшем планирует связать свою жизнь с большой наукой.
В этом году команды СУНЦ и 130 лицея подружились во время проведения регионального этапа ТЮФ в Загородном образовательном центре «Таватуй» в апреле. Здесь у нас была возможность поработать одновременно со всеми командами, провести интенсивы по турнирным заданиям. Я считаю, что именно предоставленные «Золотым сечением» условия по проведению не просто регионального турнира, а полноценной турнирной смены с методическими мероприятиями позволили командам Екатеринбурга столь успешно выступить на заключительном всероссийском этапе турнира.Важно не просто помериться силами с другими командами, но и обменяться опытом, посмотреть, как можно иначе подойти к решению. А у руководителей и, по совместительству тьюторов и жюри одновременно, есть возможность рассказать всем участникам какие-то важные общие моменты по отдельным задачам, методы исследований, измерений, моделирования. Есть возможность скорректировать работу своих команд.
Достижение призовых мест на турнире – это мотивация для дальнейшего развития. Ведь, когда ребята понимают, что у них всё правильно получается – они хотят продолжать в том же духе! Когда после успешного выступления спрашиваешь, будем ли продолжать на будущий год, в подавляющем большинстве случаев получаешь ответ, что конечно да! И с каждым годом становится всё лучше и лучше. Особенно отрадно наблюдать за детьми, с которыми работаешь с восьмого по одиннадцатый класс. Это не только взросление, это колоссальный личностный рост и всё возрастающий опыт.
Поскольку турнирные задачи – это фактически небольшие исследовательские проекты, только лишь турнирами наша работа не ограничивается. С переформатированными под научный проект задачами наши ребята успешно выступают на таких научно-практических конференциях как олимпиада МФТИ «Старт в науку», конкурс научных работ школьников «Юниор» (НИЯУ МИФИ), Международной школьной научной конференции-конкурсе «Yakutia International Science Fair» (Якутская малая академия наук)».
Александр Ильич считает, что попробовать свои силы в турнирной физике стоит тем ребятам, которые хотят понять, как устроен этот мир. Тем, у кого в Телеграме или ВКонтакте подписки на интересные физические явления. Кто любит не только наблюдать, но и исследовать, конструировать, измерять, собирать. Кто любит и умеет работать в команде, а не наедине с самим собой.
Он рекомендует обязательно попробовать – прийти в начале учебного года в лабораторию, выбрать задачу по душе, воспроизвести явление, подумать самостоятельно или, возможно, поначалу спросить у руководителя, почему это работает, а всегда ли работает, а как сделать, чтобы работало лучше или хуже – это и есть планирование эксперимента.
И если спустя несколько месяцев вам не хочется всё забросить, а наоборот, появилось желание поделиться своими результатами с другими командами и посмотреть на их решения – вам явно по пути с турнирным движением.
Партнёрами соревнований стали Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет).
Председателем жюри стал Александр Германенко, проректор УрФУ по науке.