Как только человек задумался «А что же было до того, как я родился? Как получилось, что у нас образовалось государство? Откуда пошёл мой род?», появилась необходимость рассказывать, что же там было раньше, сохранять память о прошедших событиях. Конечно, на фоне отсутствия знаний очень спасали мифы. Например, о том, как богиня Нюйва слепила человечков из жёлтой глины. Или как после Вселенского потопа выжила только одна семья, и каждой твари по паре. Или как птичка уточка со дна наносила глины и налепила землю на целый континент. 
Однако время шло и человек стал описывать те события, которые он сам видел или мог реконструировать на основе рассказов старших или каких-то первых документов. 

Первым, известным нам историком считается Геродот (около 484–425 годы до н. э.). Он описывал события в Средиземноморье, от основания Персии до последних войн Греков с персами. 

А в Китае основоположником историографии считается Сыма Цянь (около 145 г. – 86 г. до н. э.). Он первый попробовал систематизировать записи многочисленных китайских государств со времён мифического Желтого императора до Западной Хань. 
Выяснилось, что знание истории очень помогает государствам заявлять права на те или иные территории, управлять народами и вообще приносит много пользы.

Работа таких учёных стала важной для всех слоёв общества. Вспомните, какой фурор вызвали исторические изыскания Михайлы Ломоносова в Петербурге и в Москве! В Академии наук кипели нешуточные споры, переходящие в настоящие баталии. 

Конечно же, историки того времени опирались только на устные рассказы и документы, доступные им. 
В наше же время учёные обладают гораздо большим количеством источников для ответа на вопрос: «Как же это было?». Кроме раскопок, работы с отечественными документами, архивами в разных странах, воспоминаниями очевидцев (в том числе дневники и письма), изучения памятников материальной культуры, лингвистики, у современников появились возможности делать ДНК, углеродный анализ, и ещё множество уникальных инструментов, которые в новом свете дают нам увидеть прошлое.

Участникам регионального этапа ВсОШ по истории пока не нужно ехать на раскопки или садиться в архивы. 
6 и 7 февраля 2025 года их ждут на площадке МАОУ СОШ N1, где они будут выполнять олимпиадные задания в два тура. 
На первом участникам предложат теоретические задания. 

Второй состоит из двух частей: исторического эссе и исследовательского проекта. Чтобы выполнить проект, ребятам надо изучить предоставленный исторический документ и написать работу на его основе.

Команда Фонда «Золотое сечение» желает участникам проявить свои лучшие качества и показать свои знания на высший балл. 
Обязательно проверьте, все ли необходимые документы – особенно паспорт –  вы положили с собой. Приезжайте на площадку проведения состязания заранее.
Удачи!