Обучающиеся, которые занимаются шахматами на постоянной и регулярной основе, показывают неизменные академические успехи по школьным предметам. Об этом говорят результаты первого года работы проекта «Шахматы в школах».

Сегодня, 26 августа 2022 года, в рамках Областного педагогического совещания работников образования Свердловской области эксперты подвели итоги прошлого учебного года, а также обсудили планы на следующий. Секция «Проект «Шахматы в школах»: от игры к сформированным компетенциям» состоялась в локации Фонда «Золотое сечение» на Ясной, 5.

Модератором секции выступила Жанна Дербышева, заместитель директора Фонда «Золотое сечение» по проектной деятельности.
Ольга Бабченко, заместитель начальника Департамента образования города Екатеринбурга в своём докладе подчеркнула, что главная функция школы — подготовить ребёнка к жизни:

Благодаря шахматам лучше формируются компетенции, так необходимые взрослым. Обучающиеся учатся видеть ситуацию, анализировать, делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, уважительно взаимодействовать с соперником. Это и есть то, чему должна научить современная школа в первую очередь.
Ольга Бабченко
Заместитель начальника Департамента образования города Екатеринбурга

Ольга Ивановна отметила, что проект «Шахматы в школах» нацелен не на то, чтобы массово выращивать гроссмейстеров:

Выявлять талантливых игроков — это важно. Но потом мы их передаём в заботливые руки Федерации шахмат. Мы же ставим перед собой задачу через шахматы научить детей учиться. Мы уже видим, как повысились результаты школьников по разным предметам, прежде всего по математике.
Ольга Бабченко
Заместитель начальника Департамента образования города Екатеринбурга

Она также отметила, что через данный вид спорта воспитывается нравственное здоровье подрастающего поколения.

О пользе от игры говорила и кандидат психологических наук, доцент кафедры «Клиническая психология и психофизиология», старший научный сотрудник «Учебно-научной лаборатории нейротехнологий» Ольга Дорогина. Она привела результаты исследований когнитивных функций детей, которые занимаются шахматами:

Они позволяют ребёнку простраивать стратегию. Играя, ребёнок улучшает свою зрительную память, навыки планирования и предвидения, учится концентрировать внимание на процессе, выигрывать и проигрывать правильно. Это особенно важно в детоцентрированных семьях, где зачастую ребёнок просто не знает, как оптимально воспринимать опыт поражения. Также шахматы уменьшают проблему с гаджетами — игра с родителями, друг с другом помогает уменьшить количество экранного времени, а за одно и улучшить навыки взаимодействия с окружающими.
Ольга Дорогина
Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Клиническая психология и психофизиология», старший научный сотрудник «Учебно-научной лаборатории нейротехнологий»

Также психолог отметила, что навыки прекрасно можно переносить на другие области жизни школьника.

Об этом же говорили эксперты, которые уже 18 лет проводится эксперимент по внедрению шахмат в образовательную программу на базе одной муниципальной школы в г. Сатки Челябинской области. Виктор Зарецкий, кандидат психологических наук, профессор факультета консультативной и клинической психологии МГППУ рассказал о научных выводах, которые были сделаны на основе программы:

У нас было три контрольных группы: те, кто играл в шахматы на регулярной основе, те, кто занимался непостоянно и те, кто обучался в обычном классе. Первая группа выявила значительное улучшение в академической успеваемости. В первом выпуске в классе было сразу 7 золотых медалистов. Вторая группа также показала прогресс по разным предметам. В процессе эксперимента мы поняли, что важно не только научить играть ребёнка, но и переносить опыт на смежные предметы. Без этого ключевого навыка прорыва по общей успеваемости не будет. В какой-то момент мы провели эксперимент по обучению игре на группе детей с некоторыми отставаниями в развитии. Мы увидели, что наши подопечные лучше адаптируются, начинают быстрее усваивать школьный материал, легче коммуницируют. За эти годы мы успели подготовить учебно-методический материал, написать книгу и вырастить третье поколение педагогов по шахматам — уже сейчас в школы Саткинского района возвращаются те дети из первого выпуска. Они стали учителями и очень интересно посмотреть, как они будут передавать свои знания.
Виктор Зарецкий
Кандидат психологических наук, профессор факультета консультативной и клинической психологии МГППУ

Сергей Федотов, куратор проекта «Шахматы в школах» от Федерации шахмат г. Екатеринбурга отметил, что на данный момент уже 72 школы города стали участниками:

В каждом районе организован ресурсный центр на базе одной из школ-участниц. В прошлом году мы провели ряд школьных турниров. В следующем году мы намерены продолжить этот положительный опыт. Мы вместе с департаментом образования ищем новые формы работы — это могут быть шахматные уголки, расширение турнирной сетки, шахматные праздники, конкурсы и так далее. Мы рассчитываем на то, что с первых классов у детей будет по 2 часа в неделю занятий по шахматам.
Сергей Федотов
Куратор проекта «Шахматы в школах» от Федерации шахмат г. Екатеринбурга

Жанна Дербышева, заместитель директора Фонда «Золотое сечение» по проектной деятельности отметила, что почти 4 тысячи школьников стали участниками пилотного проекта «Шахматы в школах» за 2021–2022 учебный год. 12 шахматных интенсивов было проведено в Загородном образовательном центре «Таватуй», куда отправились в том числе победители и призёры турниров среди школьных команд. Были проведены обучающие семинары для педагогов. Благодаря разным источникам финансирования улучшили материально-техническую базу школ для развития этого вида спорта в учреждениях. В Екатеринбурге состоялось ключевое для педагогического и шахматного сообщества мероприятие – первая Всероссийская конференция «Интеллектуальное здоровье подрастающего поколения через шахматное образование в школах России»Жанна Юрьевна подытожила мнения участников:

За шахматной доской дети учатся решать долгие задачи, принимать поражение как опыт для будущих побед. Благодаря этой игре развиваются интеллектуальные, математические и стратегические способности у школьников. Всё это безусловно способствует общему развитию обучающихся.
Жанна Дербышева
Заместитель директора Фонда «Золотое сечение» по проектной деятельности

Заместитель директора также поблагодарила за постоянную поддержку и включённость в процесс всех организаторов программы «Шахматы в школах»: Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Департамент образования Администрации города Екатеринбурга, Федерацию шахмат Свердловской области и Федерацию шахмат Екатеринбурга. Она выразила уверенность, что совместными усилиями мы сможем раскрыть потенциал каждого ребёнка, вовлечённого в шахматное движение.