Статистика гласит, что основная масса студентов либо бросают вуз, либо переводятся на другие факультеты в первые 2 года обучения. Первые годы кажутся очень тяжёлыми не столько из-за количества предметов, сколько из-за моментов, к которым ребята, особенно иногородние, оказываются не готовы.
Об ожиданиях и реальности от пребывания в институте рассказал обучающимся Фонда «Золотое сечение» на лекции «Школа и университет: схожести, различия и мифы» Дмитрий Черноухов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, заместитель директора по развитию образовательных программ и социального партнерства ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
Дмитрий Черноухов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, заместитель директора по развитию образовательных программ и социального партнерства УрФУ:
«У школьников есть некоторые собственные представления о том, как будет организована учёба в университете: сколько будут длиться занятия, как им будут преподавать, чему учить… Им непонятны многие организационные моменты, которые для взрослых людей кажутся пустяковыми и само собою разумеющимися. В результате многие первокурсники и даже второкурсники сталкиваются с определёнными трудностями.
Поэтому мы в УрФУ считаем, что очень важно работать с ребятами и в целом объяснять им что такое высшее учебное заведение, что их ждёт после поступления – и не важно, куда именно и в любой город.
Если подходить к вопросу формально, то на сайте любого университета подробно написана вся информация: и абитуриентам, и учебный план, и имена преподавателей… Но к сожалению, почему-то мало кто заходит на официальные источники, ещё меньше тех, кто глубоко проваливается в информацию, формулирует вопросы и ищет на них ответы.
Как обычно действуют школьники? Они идут в социальные сети, спрашивают тех, кто уже учится в вузе, собирают информацию, которая обрастает мифами, пренебрегают возможностью приехать в вуз в дни открытых дверей или на мероприятия, пообщаться с преподавателями, хотя бы познакомиться с расположением корпусов… Чаще всего они просто на Госуслугах заполнят галочки, а затем, уже 1 сентября сильно удивляются тому, с чем сталкиваются. Кто-то супер положительно, кто-то не очень.
Самый распространённая иллюзия про университет – это ожидание студентов, что их будут так же, как в школе, чуть что, хватать за локоть, вести, отправлять, направлять, сообщать родителям всю важную информацию и так далее. То есть они продолжают жить в школьной модели, где их опекают, где не преподаватели, а учителя, где уроки длятся по 40 минут, а не по 1,5 часа. Но у нас нет родительских собраний, а вся ответственность за учёбу, за подготовку к парам лежит целиком и полностью на самом студенте. Конечно же, постепенный переход у подготовленных первокурсников идёт весь сентябрь и октябрь: они уже «умирают» не в конце первой сорокаминутки, а могут «дотянуть» до конца занятия, сами выстраивают своё расписание, учатся коммуницировать с другими студентами и наставниками, происходит эмоциональное взросление. За этим интересно наблюдать.
Вопрос адаптации студентов 1 курса для нас, действительно, очень-очень важен. За последние годы произошло много изменений в структуре высшего образования. Во всех крупных университетах страны появилась должность проректора по воспитательной работе, работают целые службы, которые заведуют разного рода внеучебной деятельностью. Несколько лет назад всё это было отдано на откуп союзам студентов, считалось просто развлекательным моментом. Сейчас же это стало серьёзным делом, где важно талантливых ребят, которые решили поступить в вуз, как можно быстрее всесторонне погрузить в учебную деятельность, в жизнь университета.
Отмечу, что запросы ребят тоже сильно поменялись.
Самый серьёзный вызов – это подготовка школьников. Последние годы ученики готовятся к ЕГЭ к выбранным предметам, а потому остальные оказываются заброшенными. Но в любом вузе достаточно большой блок общеобразовательных дисциплин, потому как и многие науки и профессии существуют на стыке разных сфер. Чтобы быть успешным своём узком деле, нужно хорошо разбираться во многих, казалось бы, не относящихся к профессии вещах. Например, кто лет 20 назад думал о том, что школьному учителю русского языка нужно знать хотя бы азы программирования, быть продвинутым пользователем разных компьютерных программ и социальных сетей? А сегодня школьный педагог не сможет выполнять свои прямые обязанности, если не может справится с ПК, чтобы провести дистанционный урок, проверить ответы учеников и выставить оценки в дневник.
В университете обязательно изучают основы российской государственности, историю и так далее. Но не все первокурсники понимают, почему на их факультете этим предметам уделяется такое внимание. Но ведь это не просто знания, но и показатель общего уровня культуры человека, дополнительные возможности и перспективы, которые можно увидеть только через призму «необязательных» предметов.
Слишком много знаний не бывает. А университет – это константа, которая в основе своей остаётся незыблемой, хотя и обрастает различными внешними признаками современности: технологии в образовательном процессе, передовые знания, социальные сети и прочее.
Чтобы успешно доучиться в вузе и получить заветный диплом, нужно уже в школе развеять все мифы и ясно видеть реальные условия и возможности».
Стать участником лектория «Полёт мысли» легко: следите за анонсами, регистрируйтесь на мероприятия и приходите на встречу с ведущими экспертами.