Обычно на интенсивы «Комплексное развитие территорий» собираются ребята из одного муниципального образования, чтобы найти интересные решения и придумать процессы для определённого города.

На этот раз в Загородном образовательном центре «Таватуй» собрались школьники из Екатеринбурга, Артемовского, Режа, Первоуральска, Сысерти ради участия в интенсивной образовательной программе «Комплексное развитие территорий: Исторические проекты как триггер развития территорий». Все они вместе отвечали на вопрос: «Как правильно изучать историю?».

Андрей Сальцев, директор центра довузовской подготовки и работы с абитуриентами Уральского института управления – филиала РАНХиГС, наставник интенсива Фонда «Золотое сечение» рассказал, что смена помогла многим ребятам и взрослым иначе посмотреть на многие процессы:

Исторические знания формируют наше поведение, они помогают получить общекультурную и социальную уверенность в том, что у нашей родной земли есть настоящее и будущее. Поэтому ребята думали над этим вопросом. Участники рассказывали об истории своего родного края, что позволило лишний раз убедиться в том, что на Урале есть чем гордиться. Но эти знания должны реализовываться практически в реальных делах, а не только на словах.
Андрей Сальцев
Наставник интенсива

Проекты, над которыми работали обучающиеся были равно связаны как с историей, так и практической составляющей. Например, над проектом «Блин-история» работают два парня – один умеет печь, второй хорошо ориентируется в грамотном составлении плана расходов. С одной стороны кажется, что это очень простая «кафешная» идея, но ее важной составляющей является то, что ребята возвращаются к истокам исторической кухни: откуда, когда появилось блюдо, что с ним связано. На защите своих проектов у ребят стоит задача накормить всех гостей.

Парень из Екатеринбурга трудится над проектом о городских урнах, ведь любую культуру можно оценивать именно потому, как утилизируются отходы. Школьник думает над тем, как преобразить места, где располагаются баки, о том, что мусор может стать новым сырьем, а также о беспечном отношении людей к вещам, которые они выбрасывают. Он ставит острые вопросы.

В городе Артемовский во время Великой Отечественной войны был сформирован военно-санитарный поезд, курсировавший по стране, а те, кто в нем трудился, спасли несколько тысяч людей. Эта история является городским символом, поэтому одна из участниц работает над проектом, в котором ставится задача по восстановлению санитарного вагона. Он станет образовательной площадкой и предметом гордости для жителей муниципалитета.
Есть проект для продвижения изобретательских задач, создание граффити, связанных с историей региона и другие.

Суть всех проектов еще и в том, что необходим комплексный подход, его нельзя сделать в одиночку. Ребята должны помогать друг другу.

Андрей Александрович считает важной особенностью интенсива то, что на интенсиве не просто придумывают идею, а искали возможности и способы её реализации:

Основная задача КРТ – создать позитивную привязку у детей к территории, чтобы у них появлялся повод остаться. Наш результат – не защита проекта, а когда у обучающегося начинает складываться судьба. У многих ребят очень сильно меняется отношение к тому месту, где они живут, даже если они оттуда уезжают. И даже будучи уже столичными жителями, они всегда помнят о своей малой Родине и знают, что они всегда могут вернуться и быть полезными. Безграничная перспективность проекта КРТ завораживает. Этим хочется заниматься, развиваться самому и помогать другим. Я думаю, что этот проект будет существовать еще долгое время.
Андрей Сальцев
Наставник интенсива

Андрей Сальцев рекомендует тем школьникам, которые тоже хотят попасть в «Таватуй» на «Комплексное развитие территорий», для начала пробовать себя в разных направлениях: науке, спорте, искусстве, промыслах. Такой подход позволит лучше понимать многие процессы, видеть больше перспектив для развития:

Главное, что здесь нужно, – смотреть, где ты живешь. В школьных библиотеках на полках пылятся краеведческие книги, практически во всех муниципалитетах написаны сборники статей, книги, живут увлеченные люди, которые собирают исторические материалы, надо просто быть любознательней. Зайти на сайт городской администрации и посмотреть, какие там лежат документы… Есть такое мнение, что от нас ничего не зависит, но это абсолютно не так. КРТ – как раз про то, что каждый школьник может добиться того, чего ему хочется, если это действительно толковое дело и то, что необходимо людям. И ребята добиваются своего, даже если на начальном этапе нет никакой поддержки. За годы работы в Фонде «Золотое сечение» я для себя определил, что талантливый ребенок – это обыкновенный ребенок, просто с амбициями.
Андрей Сальцев
Наставник интенсива

Интенсив уже завершился, но защита проектов состоится в начале ноября в Артемовском. Здесь будут представители муниципалитетов, местного бизнеса и научно-педагогический состав Ассоциации учителей истории Свердловской области.