В рамках научно-популярного лектория «Полёт мысли» Фонд «Золотое сечение» и Российское общество «Знание» состоялась встреча, посвящённая советскому плакату в период Великой Отечественной войны.

На площадке Первоуральской детской художественной школы с темой «Говорит плакат: вклад художников в Победу» перед школьниками выступила Надежда Маценко, арт-лектор, популяризатор изобразительного искусства, художник. Она известна авторским циклом «Живые художники», стартовавшим в 2015 году. 

В настоящее время художница реализует собственные культурные проекты: авторские курсы по искусству и культуре, а также создала ТГ-канал «Надежда в искусстве», в котором рассказывает важные для любого русского культурного человека вещи.
Во время лекции она погрузила аудиторию в мир советского агитационного искусства времён Великой Отечественной войны, раскрыв его силу и актуальность даже спустя десятилетия.

Плакат — особый вид изобразительного искусства, род печатной графики, характеризующийся повышенной наглядностью, лаконичностью художественных приёмов, быстро считываемым сообщением. Во время Великой Отечественной войны советские художники создали ряд незабываемых образов, воплотив в этом жанре не только профессиональные навыки, но и личные черты, отражающие их гражданскую позицию, силу духа, любовь к Родине. Многие из них широко известны даже современным школьникам. Некоторые часто используются современными маркетологами для различных рекламных кампаний.

Почему советский плакат производит такое же яркое впечатление на современного зрителя? Во время мероприятия художница постаралась раскрыть перед аудиторией этот аспект. Лектор обратила внимание на парадокс: несмотря на пропагандистскую природу, военные плакаты остаются эстетически значимыми. Их сила — в синтезе формы и содержания. Выверенная композиция, контрастная палитра (часто чёрный и красный), опора на исторические архетипы (богатыри, Александр Невский) и метафоричность — всё это делало их не просто «картинками», а эмоциональными манифестами.
Этот вид пропаганды имел свой голос. Плакаты призывали, объединяли, давали силы, поднимали дух, вселяли веру в Победу

Вдумайтесь: художники в своих мастерских военного времени искали точную форму, которая могла бы без потерь донести главное сообщение. Мы никогда не будем равнодушными к теме защиты дочерей и сыновей нашей Родины, благородному образу русского воина, теме народного единства. Отсюда неподдельный интерес к теме искусства военного времени. Всё, что создаёт художник, несёт отпечаток его личности: происхождения, воспитания, образования, культуры… Мы не отделяем автора от произведения.  Один из самых ярких художников плаката был Дмитрий Стахиевич Моор. Ему принадлежит лозунг: «Продукция, а не репродукция». А ещё вот такая фраза: «Плакатист должен проникнуть головой и ушами в жизнь». Не только рукой с кистью или карандашом, но ушами и головой (сбором и анализом информации). Отсюда выбор средств выражения личной позиции автора, перечислять которые можно долго. Они накоплены нашими художниками в избытке. Отмечу самые интересные для меня: эмоциональная палитра (цвет бумаги, чёрный и красный); опора на историю и конкретных героев, сочинение сюжета для плаката (например, плакат КУКРЫНИКСОВ «Все линии прерваны»)
Надежда Маценко
арт-лектор, популяризатор изобразительного искусства, художник

Маценко убеждена: приёмы советских мастеров полезны даже тем, кто не свяжет жизнь с искусством. В эпоху цифровых презентаций и инфографики их наследие учит ясности и эффективности:
«Ребятам часто приходится создавать визуальные образы для того чтобы произвести впечатление на презентациях, различных выступлениях. Многие приёмы можно позаимствовать для того, чтобы сделать свои визуализации ярче и убедительнее. Например, композиция — размещение информации на листе так, чтобы она легко воспринималась. Обычно в плакате один крупный элемент и 1–2 дополнительные, редко встречается другой набор.
Необходимо также соблюдать правило «один плакат — одна мысль». Идея лаконичности требует строго отбирать то, что помещаете на слайд и не использовать картинки ради картинки, удалить все лишние слова. Если на слайде есть текст, то он должен легко читаться. Шрифты и цвета — не для красоты, а для понимания. Ищите и сочиняйте визуальные метафоры, отражающие ваше сообщение. Помните, что картинка считывается быстрее текста, а значит, она поможет донести вашу идею до слушателей. И ходите на лекции, чтобы вооружаться опытом и знаниями. Тогда ваши презентации будут отлично работать!»

Слушатели отметили, что тема лекции стала для них настоящим открытием и заставила о многом задуматься. 

Глубокие эмоциональные темы поднимал плакат. Меня эта лекция очень вдохновила саму что-то сделать. Тем более, что в начале встречи Надежда Витальевна провела, можно сказать, небольшую профориентацию – художник может заниматься ещё и этим направлением в искусстве.
Анна Хаpинцева
обучающаяся
Для меня история о плакатном искусстве стала открытием. Многие работы, которые сегодня показали, я впервые увидела. Мне очень понравилось, как автор компонует шрифт и картинку. Художники понимали, какую ценность для граждан, для военнослужащих имел этот плакат, а потому выкладывались полностью. Работы впечатляют и поражают.
Сагдиана Шайхатдарова
обучающаяся
Важно знакомить детей с художественным наследием, потому что это развивает их внутренний мир, прививает им культуру, вкус, гуманистические ценности – человеческой жизни, труда… Искусство действует на человека эмоционально, и вот эта эмоциональная привязка к культуре, к историческому, художественному процессам – это облагораживает ребёнка и делает его ценным членом общества, который проявляет эмпатию к окружающим, может вести себя достойно.
Александр Чувашов
педагог Первоуральской детской художественной школы

Команда Фонда «Золотое сечение» уверена: лекция не только обогатила культурный багаж участников, но и дала им практические инструменты для будущих проектов. Ведь даже в цифровую эпоху сила образа, как и 80 лет назад, начинается с ясной мысли и искренней эмоции.