Обучающимся медиа школы Фонда «Золотое сечение» интересно знать, как наставники регионального центра сумели достичь успеха, какая у них жизненная философия, принципы и интересы.

Архитектура стала одним из самых популярных интенсивов в Загородном образовательном центре «Таватуй». Всегда большой конкурс и большие ожидания, предвкушение от результатов.

Одним из наставников традиционно является Александр Коротич – лауреат Национальной премии ТЭФИ, арт-директор проекта «Жужа. Ежедневная сказка для детей», художник, ведущий дизайнер Первого канала, писатель, педагог.
Дмитрий Гасанов поговорил с Александром Владимировичем:

«И стилист, и дизайнер, и созидатель»

Известный уральский архитектор Александр Коротич – о творчестве, нейросетях и счастье.

– Что для вас значит Таватуй?

У моих родителей была дача в поселке Таватуй, потому на берегах озера я провел очень много времени, причем плодотворного. Отдых здесь превращался в работу над проектами. Например,  однажды я понял, что в этом озере чего-то не хватает – своего Лох-Несса, удивительного, сказочного чудовища, которое украшало бы смыслом это волшебное место. Тогда я придумал огромную каменную рыбу, которая плавает в этом озере, но никто ее не видит, потому что она умело прячется. Даже сочинил про нее книгу «Сказания о Гора-Рыбе».

– Наверное, потому вы часто приезжаете в Загородный образовательный центр «Таватуй»?

Таватуй всегда со мной, где бы я ни был, потому что это место для меня очень многое значит. Сочетание одарённых детей и любимого места — просто бесценно. Педагогика – это моя страсть. Я всегда понимаю, что могу рассказать детям что-то такое интересное, чего они еще не слышали и не знают, мотивировать на новые идеи и проекты.

– Сложно ли заинтересовать современного ребенка?

Самое главное на школьном этапе – это показывать очень много картинок и интересного видео. Информация должна быть интересной – это принципиально. Тогда включается какой-то механизм в голове у маленького зрителя. Например, у меня есть лекция, посвященная самым большим и красивым лестницам. Там упомянут объект, на котором снимался знаменитый эпизод фильма «Броненосец Потемкин», черно-белое немое кино. Я показываю фрагмент ребятам, не ожидая ничего такого особенного, думая, ну, покажу и это. Чем легендарна эта лестница? Она знаменита не тем, что она большая, а тем, что Эйзенштейн сделал первый опыт монтажа. До этого момента в кинематографе монтажа не существовало. Я все это рассказал, и когда лекция закончилась, ко мне подошла девочка и спрашивает: «Как-как, вот вы говорите у того режиссера фамилия?». Я думаю: «Вот это да! Учится в восьмом классе, 21 век, ребенок сейчас пойдет смотреть немой фильм «Броненосец Потемкин». Это было неожиданно. Бывает так, что крутишь картинки и думаешь, что вот это им не интересно, и вдруг голос из зала: «А ну-ка покажите предыдущую картинку, пожалуйста. Ой, а что это такое, расскажите!». Надо показывать, рассказывать, в процессе этого возникает интерес у аудитории, и у них уже начинается творческое развитие.

– Говорят, наставничество очень неблагодарное дело. Вы с этим согласны?

Только если смотреть с точки зрения немедленного результата. Семена, которые мы сейчас засеваем, дадут всходы через много лет. Возможно, мы их даже не увидим. Точно знаю, что ученики мои абсолютно гениальные, и когда они отучатся в институте, они сделают какой-нибудь архитектурный шедевр. Обязательно. Да, результат не видно прямо сейчас. Но ребята в процессе обучения меняются, начинают понимать тему, быстро реагируют на творческий вызов. Это приносит чувство удовлетворения.

– Философский вопрос: Моцарт или Сальери?

– Не согласен с тем, что талант – удел избранных. Самый главный посыл Моцарта и Сальери – гений и злодейство несовместимы. Но гении-злодеи встречаются не реже гениев положительных. Что такое талант? Это монета, дар при рождении. Есть библейская притча о талантах, где рассказывается о том, что хозяин дал своим работникам по таланту и приказал использовать его с умом. Один человек пошел на базар и продал свой талант за два таланта. Второй как ростовщик отдал кому-то в долг и получил взамен тоже два или три таланта. А третий пошел и закапал свой талант в землю, чтобы он не пропал. Приехал хозяин, распорядился рассказать, как они употребили свой талант. Когда он услышал третьего, он забрал его талант и отдал его тем двум, кто распоряжался талантом более эффективно. Из этой притчи пошла поговорка «закопать талант в землю». С этой точки зрения можно пользоваться, а можно не пользоваться тем даром, который есть. Есть люди талантливые, но они или ленивы, или у них другие интересы в жизни. А гений – это совсем другое, это определенного рода человек, который перешагивает черту освоенного, то есть он вступает на землю, на которую еще не вступала ничья нога. Он идет в непознанное, туда, где еще никто не рисовал, никто не ставил спектакли, никто не исполнял. Гений – территория риска, потому что его всегда могут обвинить в том, что он занимается ерундой, но на самом деле он пытается найти некий новый путь.

– Поговорим о современных технологиях. Как они меняют творчество и общество?

– Говорили, что звукозапись убьет музыку, но этого не произошло. Считали, что фотография убьет живопись, но и этого не произошло. То есть такие технологические прорывы время от времени становятся искушениями для людей. Сейчас мы сделали телефон практически частью себя. Будут практики трансгуманизма, когда будут встраивать устройства и в человеческий организм. Идем по курсу в киберпанк. Сейчас все увлечены нейросетью. Думаю, она получит свою отдельную зону в человеческой культуре, и дальше все будет развиваться каким-то интересным путем. Нейросеть не убьет художника. Дело всё в том, что если мы, например, говорим о результате искусства, произведения для того, чтобы, предположим, обсуждать, выставлять, продавать – это лишь вторая половина его жизни. А первая половина его жизни – это создание. Как человек творящий, я могу сказать: созидание – это огромное удовольствие, и если человечество себе откажет в этом удовольствии, это будет странно. Возможно, нейросеть станет очередным карандашом для художника. То есть он научится создавать произведения при помощи нейросети, но именно так, чтобы его участие было больше. Искусство является способом реализации своих душевных потребностей. То есть люди творят, потому что им это надо. Творчество — это инстинкт наравне с другими основными инстинктами человечества. Невозможно заставить себя не создавать что-либо – оно все время будет догонять. Человеку хочется быть интересным, заниматься увлекательным делом. Творчество способствует социальному рейтингу, то есть человек творящий всегда взыскан, он всегда в центре внимания, испытывает муки и радость поиска и созидания.

– Что для вас счастье и когда вы чувствовали себя счастливым в последний раз?

Счастье мне приносит творчество и общение с детьми. И конечно, семья, собственные дети, но самое главное наполнение в жизни — это собственное творчество и преподавание. Я чувствую себя счастливым ежедневно и учу этому других. На мой взгляд счастье – это не встреча с какой-то особенной радостью, это полноценное ощущение жизни, связи с окружающим миром. Оно врожденное свойство и присущее каждому человеку. Дети легко переходят из состояния счастья в раздражение и обратно. С годами мы вырастаем и учимся быть несчастными. Очень много несчастных взрослых забыли то самое чувство ежедневного, непрерывного счастья из детства. Можно ли вернуть счастье уже во взрослом возрасте? Совершенно спокойно. Надо постоянно заниматься самонастройкой, настройкой отношений с реальностью, и все будет хорошо.

Хотите побывать на лекциях Александра Коротича и найти собственные источники для творчества? Следите за новостями Фонда «Золотое сечение» и анонсами смен.