Описание
Программа направлена на углубленное изучение предмета и формирования компетенций для дальнейшего участия в школьном этапе Всероссийской Олимпиады школьников.
В ходе программы будут изучены:
Сведения из системного подхода к языку как лингвистическому объекту: уровневое строение, связи между единицами и уровнями языка.
Фонетика и графика. Связь фонетики с орфографией. Звуки в потоке речи. Трудные случаи фонетического анализа. Фонетический анализ.
Морфемика. Виды и функции морфем. Нулевые морфемы. Трудные случаи морфемного анализа. Морфемный анализ.
Словообразование. Связь морфемики и словообразования. Словообразовательные единицы: способ, тип, модель, гнездо. Словообразовательный анализ.
Лексикология. Понятие о слове. Лексическое значение, его виды. Способы представления лексического значения слова в толковых словарях. Системные отношения в лексике: синонимия, антонимия, омонимия, паронимия, конверсия.
Морфология. Проблемы частеречной классификации. Трудные случаи морфологического анализа. Морфологический анализ.
Синтаксис. Трудные случаи синтаксического анализа. Синтаксический анализ.
Объем программы составляет 12 часов. В рамках аттестации по программе предусмотрено выполнение промежуточных и итогового тестовых контрольных заданий.
Цель
- Формирование компетенций, необходимых для решения олимпиадных задач по русскому языку на школьном этапе ВсОШ.
Задачи
освоить терминологию в области лингвистики в целом и русистики в частности, достаточных для решения заданий школьного этапа ВсОШ по русскому языку; получить научно обоснованные знания о различных языковых единицах как в их системной взаимосвязи и об аспектах лингвистического анализа; овладеть первичными навыками применения лингвистического анализа для интерпретации языковых и текстовых данных;
развить мотивацию к изучению русского языка, к реализации научных исследований в области русистики; укрепить потребности в самостоятельности, ответственности и активности при выполнении олимпиадных, научных и творческих проектов;
сформировать у школьников навыки рационального, критического мышления, бережного отношения к русскому языку и текстам на нем; повысить уровень понимания ценности в направлении реализации научных исследований в области лингвистики; организовать коммуникацию с наиболее заинтересованными обучающимися для дальнейшей поддержки их стремлений научной деятельности.
Организаторы
Руководители
- Гейн Константин Александрович, старший преподаватель кафедры филологии СУНЦ УрФУ
Преподаватели
- Гейн Константин Александрович, старший преподаватель кафедры филологии СУНЦ УрФУ