Описание
Курс «Когнитивные исследования: старт в науку и инновации» разработан для школьников 12–17 лет, которые интересуются психологией, когнитивными науками, биотехнологиями, нейротехнологиями, искусственным интеллектом и хотели бы приобрести знания и навыки в этих областях. Ребята объединяются в проектные команды по 3–5 человек и с помощью наставников и экспертов из ВУЗов разрабатывают и реализуют проект в области нейронаук, после чего презентуют полученные результаты на итоговом мероприятии в конце смены. Каждый участник образовательного интенсива найдет для себя интерес: и тот, который уже принимал участие в проектных школах по когнитивным нейронаукам и тот, для кого это первый опыт участия. Поскольку тему проекта предлагают сами школьники, которые уже имели опыт реализации проектов и которые участвовали в следующих проектных сменах:
● «NeuroCamp», июнь, 2022.
● «Когнитивные исследования», октябрь, 2022.
● «Когнитивные исследования и нейротехнологии», март, 2023.
● Участник региональной смены «Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, направление «Когнитивные исследования» и «Природоподобные и нейротехнологии»», февраль-март, 2023.
● «NeuroCamp 2.0.: когнитивные исследования и нейротехнологии в формате зонтичного проектирования», июль, 2023.
У ребят, которые ранее не участвовали в проектных сменах по тематике нейронаук, и, возможно, вообще не имели опыта участия в образовательных интенсивах такого уровня будет уникальная возможность «стартануть» в науку вместе со сверстниками, которым есть чем поделиться и что рассказать об увлекательном мире исследований, разработок и инноваций.
Программа курса включает:
● проектную работу в команде, под руководством наставников и экспертов из профессиональной среды;
● лекции и мастер-классы по когнитивным нейронаукам, знакомство с механизмами познания, мыслительными процессами у человека, сходства и различия искусственного и естественного интеллекта;
● открытые лекции, мастер-классы и клубы по запросу участников;
● знакомство с профессиональными инструментами и научным оборудованием для изучения психики человека, таких как валидные психологические методики, ЭЭГ, айтрекинг, AR/VR, БОС и другие;
● обучение по созданию и проведению исследования и обработке полученных данных;
● психологические тренинги, работа с учебной мотивацией, с осознанием своей индивидуальной образовательной траектории, диагностика когнитивных возможностей.
Участие в образовательном курсе «Когнитивные исследования: старт в науку и инновации» даст возможность получить:
● знания и навыки в области когнитивных нейронаук;
● дополнительные баллы к ЕГЭ;
● опыт реализации исследовательского и инновационного проекта;
● возможность участия с проектом на региональных и всероссийских конкурсах;
● право на стажировку в научных лабораториях и предприятиях;
● возможность реализовать собственный проект под руководством сотрудника ВУЗа;
● прокачать коммуникационные навыки и навыки презентации;
● опыт познания себя и своих способностей.
Цель
Вовлечение школьников в научную исследовательскую и инновационную деятельность в сфере когнитивных нейронаук и нейротехнологий.
Задачи
1. Создание условий участникам для реализации собственного проекта в сфере когнитивных нейронаук.
2. Формирование у участников следующих предметных компетенций:
- Владения навыками алгоритмического критического мышления;
- Владение аппаратурными методами сбора и анализа данных.
- Сформированность представлений об обработке и анализе биологических сигналов человека (электроокулографические, электроэнцефалографических, электрокардио/миограммы, кожно-гальванической реакции и кинематических сигналов);
- Владение основополагающими понятиями и представлениями о работе нервной системы, владение основными методами исследования нервной системы;
- Владение методами самостоятельной постановки нейрокогнитивных экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата.
3. Формирование у участников метапредметных компетенций:
- Умение самостоятельно определять цели проектной деятельности и составлять план проекта;
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- Владение навыками познавательной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения научных задач;
- Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
4. Формирование у участников личностных компетенций:
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и технологий;
- Сформированность основ саморазвития и самовоспитания;
- Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в проектной деятельности;
- Развитие способности к осознанному выбору будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов;
- Отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных и общественных проблем.
Организаторы
Нетиповая образовательная организация «Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
Руководители
Павлова Светлана Вячеславовна, директор АНО «ИнКогниТО».
Преподаватели
Сергеев Александр Петрович, канд. ф-м. н, руководитель лаборатории Института промышленной экологии УРО РАН;
Панасова Евгения Петровна, канд.филол.н, инноватор, основатель стартапа «VRdiver», эксперт в области проектной деятельности, руководитель образовательных программ для развития молодежи;
Кунникова Ксения Игоревна, канд. психол. н., психофизиолог, куратор образовательной программы по психологии онлайн Университета «Talentsy»;
Павлова Светлана Вячеславовна, директор АНО «ИнКогниТО», когнитивный психолог, исследователь, продюсер образовательных программ;
Ткачева Лариса Николаевна, индивидуальный предприниматель, сертифицированный тьютор.
Наставники и кураторы
Студенты высших учебных заведений, прошедшие обучение по программе подготовки вожатых.
Условия отбора
К участию в образовательном курсе приглашаются школьники в возрасте 12–17 лет, обучающиеся и (или) проживающие на территории Свердловской области.Для участия в отборе на интенсивный образовательный курс необходимо пройти регистрацию на сайте Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
Отбор участников интенсивного образовательного курса «Когнитивные исследования: старт в науку и инновации» по направлению «Наука» проводится Экспертным советом Фонда «Золотое сечение».
ВНИМАНИЕ! Есть два варианта участия: для «Продвинутого уровня» и «начинающих».
- Условия отбора для «Начинающих»:
«Начинающим» считается участник, который:
- ни разу не участвовал в следующих сменах Фонда «Золотое Сечения»: «NeuroCamp», июнь, 2022; «Когнитивные исследования», октябрь, 2022; «Когнитивные исследования и нейротехнологии», март, 2023; Участник региональной смены «Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, направление «Когнитивные исследования» и «Природоподобные и нейротехнологии»», февраль-март, 2023; «NeuroCamp 2.0.: когнитивные исследования и нейротехнологии в формате зонтичного проектирования», июль, 2023 (предоставляемая информация будет сравниваться с базами данных) или вовсе не имеет опыта участия в образовательных интенсивах/проектных школах Фонда «Золотое Сечение»;
- имеет высокую мотивацию к изучению мозга человека, психики и поведения;
- готов в составе команды и под руководством наставников реализовать предложенный проект.
Конкурсный отбор для «Начинающих» проходит в два этапа:
1 этап: Решение задания.
Состоит из двух вариантов на выбор. Достаточно выполнить один из вариантов. При желании можно выполнить два варианта. В этом случае будут засчитаны наивысшие баллы: А) Тестирование; Б) Мотивационное письмо.
А) Тестирование
Тест выявляет умение искать, анализировать и сравнивать информацию. А также выявляет интерес к изучаемой области. Тест состоит из 10 вопросов, для его решения не требуется специализированных знаний и умений. Максимальное количество возможных баллов – 50.
Внимание! Исправлять и решать тест можно до нажатия кнопки «Отправить». После того, как Вы нажали кнопку «Отправить» результаты теста попадают на проверку экспертам.
Если ссылка не работает или возникли другие технические сложности можно обратиться по адресу incognito.ural@yandex.ru в теме письма указать – «Тест».
Б) Мотивационное письмо
2. Сделайте скрин результатов опросника и прикрепите к мотивационному письму;
3. Составьте текст мотивационного письма в свободной форме, объемом не более 1000 слов с ответами на вопросы:
- Почему именно Вы должны стать участником проектной школы «Когнитивные исследования: старт в науку и инновации»? Какие ожидания есть у Вас? Чему хотите научиться?
- Какая роль, согласно опроснику Белбина Вам свойственна? Проанализируйте результаты? Согласны ли вы с данными результатами? Какую роль вы бы хотели/могли на себя примерить?
- Как, по-вашему, какие роли из перечисленных обязательно должны быть для реализации проекта, а какие роли не так критичны и почему?
При возникновении сложностей или вопросов по выполнению данного задания можно обратиться по адресу incognito.ural@yandex.ru в теме письма указать – «Мотивационное письмо».
Во избежание технических ошибок рекомендуем продублировать мотивационное письмо на почту incognito.ural@yandex.ru. Не забудьте указать ФИО.
Критерии оценки мотивационного письма:
1. Структурность рассуждения. Логичность и структурность рассуждения. Развернутость ответа. (0–10 баллов);
2. Научные интересы. Умение представить свой научный интерес. Соответствие научных интересов кандидата когнитивным нейронаукам. (0–15 баллов);
3. Оценка анализа результатов опросника Белбина. Умение анализировать и рассуждать. Способность обрабатывать новую информацию и делать выводы. (0–15 баллов)
4. Творческий подход в выполнении задания. Умение находить нестандартные решения и предлагать оригинальный подход к выполнению задания (0–10 баллов);
Максимально возможные баллы за мотивационное письмо 50 баллов.
2 этап: онлайн-беседа. До 2 этапа допускаются участники, набравшие не менее 30 баллов по результату первого этапа конкурса. На онлайн-беседе будет предложено представить себя, свои интересы, поделиться мыслями и рассуждениями об одной из актуальных тем когнитивных нейронаук.
Критерии оценки онлайн-беседы:
№
|
Наименование критерия
|
Количество баллов
|
1
|
Творческий
подход и креативные мысли
|
от 0, где 0 – участник не предлагает ни одной своей идеи, до 5, где 5 –
участник предлагает разные новаторские решения и уникальный взгляд на
обсуждаемую тему.
|
2
|
Выстроенная
аргументация ответов
|
от 0, где 0 – участник не аргументирует ответы, или не отвечает, до 5,
где 5 – участник дает структурированный и аргументированный ответ,
подкрепленный убедительными данными.
|
3
|
Коммуникативные
навыки
|
от 0, где 0 – участник не принимает участие в беседе, присутствует только
формально, до 10, где 10 – участник отличается умением поддерживать разговор,
умением слушать и слышать собеседника, умением высказывать свою точку зрения
и отстаивать ее.
|
|
Максимальное количество баллов
|
20
|
Итого конкурса для «Начинающих»
1. Баллы, набранные на втором этапе отборочного конкурса (онлайн-беседа), преобразуются в коэффициент по таблице, представленной ниже:
№
|
Набранные баллы
|
Коэффициент
|
1
|
0–3 баллов
|
0
|
2
|
от 4 до 6 баллов
|
1
|
3
|
от 7 до 9 баллов
|
1,2
|
4
|
от 10 до 13 баллов
|
1,4
|
5
|
от 14 до 16 баллов
|
1,6
|
6
|
От 17 до 18 баллов
|
1,8
|
7
|
От 19 до 20 баллов
|
2
|
2. Набранные баллы в первом этапе конкурса умножаются на полученный коэффициент.
- Условия отбора для «Продвинутого уровня»:
«Продвинутым» считается участник, который:
- имеет опыт участия с подтверждающими документами в проектных сменах Фонда «Золотое Сечение»: «NeuroCamp», июнь, 2022; «Когнитивные исследования», октябрь, 2022; «Когнитивные исследования и нейротехнологии», март, 2023; Участник региональной смены «Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, направление «Когнитивные исследования» и «Природоподобные и нейротехнологии»», февраль-март, 2023; «NeuroCamp 2.0.: когнитивные исследования и нейротехнологии в формате зонтичного проектирования», июль, 2023;
- имеет наградные грамоты, и/или карту клуба и/или рекомендательные письма от АНО «ИнКогниТО»;
- имеет идею проекта в области нейронаук, претендует на роль «Лидера проектной команды» и готов совместно с командой и при помощи наставников реализовать проект на смене.
К заявке необходимо приложить: Портфолио и Описание идеи проекта.
А) Портфолио (грамоты, сертификаты, дипломы, рекомендации кураторов) за два последних учебных года. Максимальное количество баллов – 70.
Критерии оценки портфолио:
№
|
Наименование документа
|
Количество баллов
|
Максимальный балл
|
1
|
Сертификат участия в следующих проектных сменах
Фонда «Золотое Сечение»:
«NeuroCamp», июнь, 2022;
«Когнитивные исследования»,
октябрь, 2022;
«Когнитивные исследования и
нейротехнологии», март, 2023; Участник региональной смены «Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, направление
«Когнитивные исследования» и «Природоподобные и нейротехнологии»»,
февраль-март, 2023;
«NeuroCamp 2.0.: когнитивные
исследования и нейротехнологии в формате зонтичного проектирования», июль,
2023
|
10 баллов за каждый сертификат
|
30 баллов
|
2
|
Наградные грамоты, и/или карту клуба и/или
рекомендательные письма от АНО «ИнКогниТО»
|
20 баллов, баллы не суммируются
|
20 баллов
|
3
|
Документы, подтверждающие статус победителя
в конкурсах и олимпиадах по направлениям: психология, обществознание,
нейротехнологии, биотехнологии, IT-профиль, информатика, математика
|
5 – муниципальный уровень;
10 – региональный уровень
20 – всероссийский уровень
Баллы не суммируются
|
20 баллов
|
|
ИТОГО
|
|
70 баллов
|
Б) Описание идеи проекта
Представьте в любом формате идею проекта, которую Вы хотите предложить для реализации на смене. Рекомендуемый формат – презентация, не более 10 слайдов, либо текстовый файл с описанием проекта.
Критерии оценки идеи проекта:
№
|
Критерий
|
Описание
|
Кол-во баллов
|
1
|
Соответствие тематике
|
Оценка соответствия проекта
научной области: психология, когнитивные нейронауки, нейротехнологии.
|
0 – не соответствует;
5 - соответствует
|
2
|
Актуальность
|
Оценка аргументов значимости
проекта для научной области
|
0 – нет аргументов;
1 – аргументы приведены, но не
обоснованы;
3 – аргументы приведены и
обоснованы, но нет новизны, использованы устаревшие тезисы/источники
5 – аргументы приведены,
обоснованы, отвечают современным представлениям, приведены современные
тезисы/источники
|
3
|
Научность
|
Оценка соответствия проекта требованиям
научного метода и построением на основе научной парадигмы.
|
0 – не соответствует критерию
научности;
2 – основано на научной парадигме,
но предложенные методы не соответствуют критерию научности;
5 – основано на научной парадигме
и доказано научность предлагаемых методов
|
4
|
Реализуемость
|
Оценка возможности реализации
проекта в рамках проектной смены
|
0 – невозможно реализовать проект,
даже в лабораторных условиях с неограниченными ресурсами;
2 – реализация возможна, но нет
плана реализации;
3 – реализация возможна, есть план
реализации, но план не соответствует имеющимся техническим, временным и
другим ресурсам;
5 – реализация возможна, есть план
реализации, но план не соответствует имеющимся либо техническим, либо
временным, либо другим ресурсам;
10 - реализация возможна, есть
план реализации, план соответствует всем имеющимся ресурсам и может быть реализован
в рамках смены
|
5
|
Креативность
|
Оценка умения нестандартно
мыслить, находить интересные идеи, творческого подхода в выполнении задания
|
0 – не соответствует критерию
5 – соответствует критерию
|
|
ИТОГО
|
|
от 0–30 баллов
|
В рейтинговый список попадают лишь те кандидаты, которые приложили и портфолио, и описание проекта. Во избежание технических ошибок рекомендуем дублировать конкурсные документы на почту incognito.ural@yandex.ru с темой письма «От продвинутого уровня».
По итогам конкурсного отбора формируется два ранжированных списка кандидатов на участие в интенсивном образовательном курсе: «Начинающие» и «Продвинутый уровень».
В случае отказа от участия в интенсивном образовательного курсе, на вакантные места могут быть приглашены следующие по рейтингу участники отбора.
Список приглашенных к участию в интенсивном образовательном курсе публикуется на сайте Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
Партнеры
Автономная некоммерческая организация «Инновационный центр когнитивных технологий образования», АНО «ИнКогниТО».