Регистрация закрыта

Описание

Интенсивный образовательный курс «Криминальная журналистика: источники, этика, методы работы» предполагает интенсивное погружение в специфику работы журналистов, специализирующихся на теме происшествий, освещающих деятельность правоохранительных органов, а также отстаивающих, исходя из ключевой роли и функционала СМИ, права и свободы человека / гражданина.  
Работа с учебным материалом будет происходить преимущественно в игровой и интерактивной форме. Запланированы встречи со специалистами, имеющими практический опыт работы в сфере криминальной журналистики и, в частности, в разных жанрах: хроника, обзор, репортаж, расследование. Будет изучена и проанализирована технология работы в каждом из указанных жанров. Специальными образом преподаватели и эксперты из числа представителей пресс-служб правоохранительных органов познакомят с методами сбора и анализа информации, этическими нормами и требованиями безопасности.     
В процессе обучения предусмотрена групповая работа над итоговым проектом – планирование журналистского расследования коррупционных механизмов в условном городе N.   

Цель
Развитие и реализация творческого потенциала учащихся, проявляющих интерес к деятельности СМИ, в том числе к одному из самых популярных у аудитории тематических направлений – криминальной (расследовательской) журналистике. 

Задачи
- знакомство с историей криминальной журналистики и известными криминальными репортерами;
- изучение наиболее громких расследований, вошедших в историю мировой журналистики;    
– знакомство с особенностями работы редакций медиа различных типов, специализирующихся на теме происшествий и криминала;
– изучение этических норм и требований безопасности при освещении криминальных происшествий, сопровождении деятельности правоохранительных органов, сборе информации и анализе данных, проведении расследований;   
– освоение ключевых принципов работы с документами (в том числе анонимными), составления журналистских запросов, проведения интервью в условиях специализированных заведений;    
– изучение методов отбора и упаковки собранного материала, исходя их видов и типов медиа, жанрового разнообразия, характерного для современной журналистики;
– отработка навыков планирования аналитических медиаматериалов на криминальную тематику.

Организаторы
Нетиповая образовательная организация «Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение»

Руководители
Белимов Виктор Николаевич, зам. директора Центра дополнительного образования Уральского института управления – филиала РАНХиГС, лауреат премии Союза журналистов Свердловской. области.    

Наставники и кураторы
Студенты высших учебных заведений, прошедшие обучение по программе подготовки вожатых.

Условия отбора

К участию в образовательном курсе приглашаются школьники в возрасте 13–17 лет, обучающиеся и (или) проживающие на территории Свердловской области.
Для участия в отборе на интенсивный образовательный курс необходимо пройти регистрацию на сайте Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
Отбор участников интенсивного образовательного курса «Криминальная журналистика: источники, этика, методы работы» по направлению «Искусство» проводится Экспертным советом Фонда «Золотое сечение». 
           
К заявке необходимо приложить две творческие работы и опубликованные журналистские материалы (если имеются). Задания 1 и 2 необходимо оформить в разных текстовых файлах. 

  • Задание 1. Творческая работа в виде тезисов условного выступления в суде в качестве адвоката жительницы Челябинской области, которой был нанесен имущественный и материальный вред.
Прочитайте заметку из «Российской газеты» под заголовком «Главную новогоднюю ель в Миньяре выкрали с садового участка». Представьте, что пострадавшая Елена Шалдина все-таки решила подать в суд с требованием компенсации вреда, а вам предстоит быть ее адвокатом. Представьте тезисы своего выступления на заседании суда объемом от 1500 до 2500 знаков (с пробелами). Шрифт – Times New Roman, 12 кегль, полуторный интервал, отступ, выравнивание по ширине. 

  • Задание 2. Творческая работа в форме эссе по итогам просмотра фильма «Плюмбум, или Опасная игра».   
Внимательно посмотрите фильм режиссера Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра» (1986 г.). Напишите эссе по поводу увиденного, объемом до 3000 знаков (с пробелами). Помните, что слово «эссе» исторически восходит к латинскому слову exaqium, что означало «взвешивание». Тему эссе сформулируйте самостоятельно и вынесите в заголовок работы. Попробуйте ответить в своем тексте на ряд вопросов (в любой последовательности): 
- Почему «Плюмбум» стремится быть старше, чем есть, и чему он хочет научить взрослых? 
- В чем опасность «игры», которую ведет главный герой? 
- В чем противоречивость натуры главного героя – Руслана Чутко? 
- «Плюмбум» – скорее положительный или скорее отрицательный герой?
- Хотели бы вы, чтобы такой человек как «Плюмбум» учился в вашем классе (вариант: был вашим приятелем) – поясните ответ.  
- Как вы поняли для себя главную мысль фильма?  

Эссе должно включать как анализ фильма, так и собственные размышления-рассуждения автора.
Шрифт – Times New Roman, 12 кегль, полуторный интервал, отступ, выравнивание по ширине.    

  • 3. Опубликованные журналистские материалы: заметки, интервью, репортажи, фоторепортажи и др. публикации в газетах (в том числе школьных), журналах, интернет-СМИ, социальных сетях; сюжеты на ТВ; радиопередачи, подкасты; конкурсные работы.
Приложите выполненные вами журналистские работы, но не более пяти каждого вида (теле-, радио-, интернет-, печатной журналистики и публикаций в социальных сетях):- сканы страниц с текстами публикаций (ваша работа должна быть выделена маркером); 
- ссылки на видеосюжеты в YouTube или др. видеохостингах; 
- ссылки на облачные хранилища с видео-аудиоматериалами;
- ссылки на паблики в социальных сетях.
Проверьте, чтобы все ссылки были активны.
Во всех случаях должно быть понятно ваше авторство – в подписи, титрах и т.п.

При формировании рейтинга итоговый балл определяется как сумма баллов по следующим показателям:
1. Баллы за задание 1 (адвокатское выступление).
2. Баллы за задание 2 (эссе).
3. Баллы за опубликованные журналистские материалы.

Критерии оценивания:

Критерий

Баллы

I

Адвокатское выступление  

0–30 баллов

 

1

Понимание сути и глубины проблемы, изложенной в заметке «Российской газеты»

0–5 баллов

2

Уровень аргументации, качество доводов, наличие убедительных примеров, воображение и кругозор

0–10 баллов

3

Логичность и связность текста  

  

0–10 баллов

4

Грамотность текста, в том числе с точки зрения стиля

0–5 баллов

II

Эссе по итогам просмотра фильма «Плюмбум, или Опасная игра» 

0–30 баллов

1

Наличие собственной авторской позиции и умение ее обосновать публицистическими средствами перед широкой аудиторией разного возраста   

0–5 баллов

2

Содержательность тезисов, понимание фильма как художественного произведения, отражающего проблемы подростков (как в контексте «того времени», так и вне его)

0–10 баллов

3

Качество и разнообразие аргументации тезисов эссе: аргументы из личного и социального опыта, научной и учебной литературы, средств массовой информации

0–10 баллов

4

Грамотность текста, в том числе с точки зрения стиля

0–5 баллов

III

Опубликованные журналистские материалы

1–5 баллов за каждую публикацию (в зависимости от объема и качества),

но не более 100 баллов за все публикации

 

Итого:

Максимальное количество баллов – 160


По итогам конкурсного отбора формируется ранжированный список кандидатов на участие в интенсивном образовательном курсе.
В случае отказа от участия в интенсивном образовательного курсе, на вакантные места могут быть приглашены следующие по рейтингу участники отбора.
Список приглашенных к участию в интенсивном образовательном курсе публикуется на сайте Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».