Образовательный курс «Трэвел-журналистика» предполагает интенсивное погружение в специфику работы журналистов, освещающих развитие индустрии путешествий и туризма, удовлетворяющих потребность аудитории в знаниях о других странах и народах, о специфике регионов России, занимающихся просветительской деятельностью, направленной на межкультурное и межнациональное общение. Работа с учебным материалом будет происходить преимущественно в игровой и интерактивной форме. Запланированы встречи со специалистами, имеющими практический опыт работы в качестве трэвел-журналистов. Будет изучена и проанализирована технология работы над передовыми образцами «журналистики путешествий» прошлого и настоящего. В процессе обучения предусмотрена работа над итоговыми проектами в мини-группах – разработка концепции лэндинга под условным названием «Истории одного города».
Развитие и реализация творческого потенциала учащихся, проявляющих интерес к трэвел-журналистике, готовых оказывать системное информационное сопровождение межтерриториальных и межкультурных обменов.
- знакомство с особенностями работы редакций и отдельных корреспондентов (блогеров), специализирующихся на трэвел-журналистике; - изучение технологий подготовки к журналистским командировкам, включая аккредитацию, сбор первичной информации, исследования места пребывания;
- отработку правил поведения в непривычной языковой и культурной среде, игровую тренировку навыков интервью, поиска интересного материала «на месте пребывания»;
- изучение методов отбора и упаковки собранного материала, исходя их видов и типов медиа, жанрового разнообразия, характерного для современной журналистики;
- изучение основных правил протокола, этикета и соблюдения требований безопасности в период работы журналиста за границей.
Нетиповая образовательная организация «Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
Белимов Виктор Николаевич, зам. директора Центра дополнительного образования Уральского института управления – филиала РАНХиГС, лауреат премии Союза журналистов Свердловской области.
Титов Андрей Витальевич, журналист, режиссер документальных фильмов («Великие реки Сибири», «Озера России», «Кадриль египетская» и т. д.), автор сценария и ведущий серии телевизионных передач-путешествий «И я там был!», отмеченных наградами таких фестивалей, как «ТЭФИ-регион», «Лазурная звезда», «Золотой бубен». Трижды лауреат премии губернатора Свердловской области в составе творческой группы кинокомпании «СНЕГА». Член Союза кинематографистов РФ.
К участию в образовательном курсе приглашаются школьники в возрасте 13–17 лет обучающиеся и (или) проживающие на территории Свердловской области.Для участия в отборе на интенсивный образовательный курс необходимо пройти регистрацию на сайте Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
Отбор участников интенсивного образовательного курса «Трэвел журналистика» по направлению «Искусство» проводится Экспертным советом Фонда «Золотое сечение».
К заявке необходимо приложить две творческие работы и опубликованные журналистские материалы. Задания 1 и 2 оформите в разных текстовых файлах. Если считаете нужным сопроводить работу изображением (фото, рисунок), вставьте его прямо в текстовый файл. Затем лучше перевести файл в формат PDF и приложить к заявке (если нет возможности перевода, можно приложить обычный текстовый файл).
1. Творческая работа в форме вопросов для предполагаемого интервью со знаменитым трэвел-журналистом прошлого.
Варианты для выбора героя интервью:
- Александр Николаевич Радищев (Российская империя);
- Сергей Михайлович Прокудин-Горский (Российская империя, Франция);
- Юрий Александрович Сенкевич (СССР).
Необходимо указать выбранного вами героя предполагаемого интервью, написать небольшую (700-1500 знаков) вводную часть для начала разговора (как вы представите героя своей аудитории) и приложить от 10 до 20 развернутых вопросов для разговора с ним. Развернутый вопрос – это вопрос, который требует подробного ответа. Он отражает уровень подготовки вопрошающего к разговору, предполагает знание им контента предстоящей беседы. Открытый вопрос, как привило, начинается со слов «как», «почему», «где», «кто». Для качественной подготовки действительно интересных и оригинальных вопросов вам следует ознакомиться с биографией и творчеством выбранного героя, изучить его творческие работы, мемуары, интервью. Кроме того, следует изучить материалы, которые были созданы другими о вашем герое (например, фильм Леонида Парфенова «Цвет нации» о С. М. Прокудине-Горском), почитать тексты критиков (экспертов). В формулировках своих вопросов вы можете привести какую-то историю и попросить ее прокомментировать, узнать мнение предполагаемого собеседника по поводу того или иного события, какой-либо цитаты по теме предстоящего разговора. Последовательность вопросов должна иметь свою логику. Вопросы личного характера допустимы, если за ними стоит осмысленный общественный интерес и они не нарушают норм культуры и этики.
2. Эссе на тему «Новый объект внимания для приезжающих в наш город (район)».
Игровая ситуация. Представьте, что вы – авторитетный журналист. Вас включили в комиссию по разработке нового символа вашего города, района, поселка (также допустимо микрорайона, если вы житель Екатеринбурга), способного привлечь дополнительный интерес к территории иногородних российских и зарубежных туристов. Какой символ вы бы предложили на очередном заседании комиссии (можно взять существующие объекты, но дополнить их какими-либо свежими решениями / идеями, а можно предложить совершенно новый, не существовавший до сих пор, вариант символа / места). Укажите название своего города (района), опишите вариант символа и объясните свой ответ в формате развернутого логического рассуждения (тезисов вашего сообщения на предстоящем заседании комиссии): чем и как это решение привлечет туристов на территорию, на какие категории туристов оно рассчитано, в чем символическая ценность вашей идеи, как этот символ может использоваться туристами и как он соотносится со спецификой местности, ее культурой, историческими традициями и т. д.
Чем интереснее идея, разнообразнее и убедительнее ваши тезисы и примеры, тем выше балл за эссе. Также следует помнить, что текст эссе может иметь эмоционально-экспрессивную окраску.
Внимание! Минимальное количество знаков (с пробелами) – 1500, максимальное количество знаков – 3000. Шрифт – Times New Roman или другой стандартный, 12 кегль, полуторный интервал, отступ, выравнивание по ширине.
3. Опубликованные журналистские материалы:
- заметки, интервью, репортажи, фоторепортажи и др. публикации в газетах (в том числе школьных), журналах, интернет-СМИ, социальных сетях;
- сюжеты на ТВ;
- радиопередачи, подкасты;
- конкурсные работы.
Приложите выполненные вами журналистские работы, но не более пяти каждого вида (теле-, радио-, интернет-, печатной журналистики и публикаций в социальных сетях):
- сканы страниц с текстами публикаций (ваша работа должна быть выделена маркером);
- ссылки на видеосюжеты в YouTube или др. видеохостингах;
- ссылки на облачные хранилища с видео-аудиоматериалами;
- ссылки на паблики в социальных сетях.
Проверьте, чтобы все ссылки были активны.
Во всех случаях должно быть понятно ваше авторство – в подписи, титрах и т.п.
Критерии оценивания конкурсного задания
№
|
Критерий
|
Баллы
|
I
|
Вопросы
для интервью с трэвел-журналистом
|
0–30 баллов
|
1
|
Разнообразие и логическая последовательность
вопросов
|
0–5 баллов
|
2
|
Знание биографии и творческого наследия героя
интервью, широта кругозора интервьюера
|
0–10 баллов
|
3
|
Оригинальность вопросов в сочетании с их
соответствием тематике интервью, заявленной в тексте-представлении героя
аудитории
|
0–10 баллов
|
4
|
Грамотность текста, в том числе с точки зрения стиля
|
0–5 баллов
|
II
|
Творческая работа ««Новый объект внимания для приезжающих в наш город (район)».
|
0–20 баллов
|
1
|
Содержательность тезисов, проявленный кругозор, учет
интересов будущих туристов
|
0–10 баллов
|
2
|
Оригинальность идеи, ее соотношение со спецификой
территории, на которой объект будет расположен, учет интересов (традиций,
образа жизни, культуры) местных жителей
|
0–10 баллов
|
III
|
Опубликованные
журналистские материалы
|
1–5 баллов за каждую
публикацию
|
|
Итого
|
0–50 баллов за творческие работы + баллы за
публикации
|
По итогам конкурсного отбора формируется ранжированный список кандидатов на участие в интенсивном образовательном курсе.
В случае отказа от участия в интенсивном образовательного курсе, на вакантные места могут быть приглашены следующие по рейтингу участники отбора.
Список приглашенных к участию в интенсивном образовательном курсе публикуется на сайте Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».