На Педагогическом проектном офисе «Территория талантов» отдельной темой для обсуждения стали «Шахматы как средство интеллектуального развития ребенка».
Напомним, в Свердловской области активно развивается проект «Шахматы в школах». Уже несколько учебных заведений ввели этот предмет в свою учебную и внеучебную деятельность. Поделиться опытом, ошибками и первыми результатами собрались педагоги в рамках проектной комнаты.

Альберт Азарапетович Степанян, исполнительный директор РОО «Федерация шахмат Свердловской области», директор Уральской шахматной академии, член наблюдательного совета Федерации Шахмат России, член экспертного совета «Фонда Золотое сечение» рассказал о том, как много было сделано в последние годы в регионе для развития шахматного движения, о методической, финансовой и практической помощи учебным учреждениям, которые выразили желание вводить эту древнейшую и интереснейшую игру.

«Все говорят о том, что школьная программа перегружена. Однако те руководители, которые всё-таки подключили шахматы, отмечают, что обучающиеся меняются под воздействием этого вида спорта. Они лучше организовывают своё время, реализуют свой потенциал не только в шахматах, но и в других дисциплинах»

подчеркнул Альберт Степанян.

Начальник отдела общего и дополнительного образования Управления образования Верхняя Пышма Надежда Николаевна Серебренникова рассказала об опыте Верхней Пышмы, где практически во всех школах шахматы были введены в программу с 1 класса:

Более тысячи обучающихся уже остались в этом виде спорта на серьёзном уровне – они готовятся, занимаются, участвуют в соревнованиях различного уровня. Но самое ценное, что у детей развивается логика.

По мнению Надежды Николаевны, главная задача учителя в этом процессе увидеть одарённого ребёнка и передать его в руки профессионалов.

Алексей Валентинович Крылов, директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 180 «Полифорум» уже много лет занимается внедрением шахмат в собственной школе:

За все эти годы мы пришли к выводу, что необходимо использовать игровые технологии в организации учебного процесса – это позволяет сохранять мотивацию даже у неуспешных детей.

Участники проектной комнаты отметили несколько главных итогов введения шахмат как предмета в школы. Это развитие интеллектуальных способностей у обучающихся, подготовка школьника к процессу решения длительных сложных задач по другим дисциплинам, умение увидеть картину целиком, наметить конечную цель через цепочку действий. Ещё одним немаловажным результатом педагоги считают возникновение особой культуры поведения у юных шахматистов – формируется коммуникативная и поведенческая система взаимоотношений между игроками, которая потом переносится на всё окружение в целом.

Среди главных проблем представители шахматного движения отметили взаимодействие с родителями. К сожалению, те часто не видят перспектив своего ребёнка в этом виде спорта, не понимают дополнительных плюсов, которые вносит игра в образовательный процесс и не готовы тратить своё время на поддержку ребёнка в этой сфере, на посещение соревнований или контроль за выполнением домашнего задания. По мнению участников, вовлечение родителей в шахматное движение, постоянный контакт с ними может решить эти проблемы.

Напомним, что Фонд «Золотое сечение» – инициатор Педагогического проектного офиса «Территория талантов» – с этого года активно поддерживает реализацию программы «Шахматы в школах» в Свердловской области.