Одним из самых необычных курсов Фонда «Золотое сечение» для обучающихся ноябрьской программы «Школа олимпиадной подготовки» стал интенсив по «Астрономии», который состоялся впервые. О том, как проходили занятия рассказала Ксения Кантор, руководитель проекта «Школа астрономии kantrSkrip», социальный предприниматель.

– Чему научились школьники?

– Изучили темы трех разделов – астрометрия, небесная механика и астрофизика. Успели познакомиться с суточным и годичным движением светил, разобрали почему меняются сезоны, как рассчитать продолжительность светового дня и переходить между различными системами времени. В рамках небесной механики школьники узнали об особенностях движения планет, о том, как вычислить параметры межпланетного перелета. Ребята почувствовали себя в роли космического пилота-навигатора, когда изучали тему «Космические маневры». Курс завершился погружением в физику звезд – как и почему образуются звезды, какие процессы происходят в их недрах, как эволюционируют химические элементы и какими бывают продукты эволюции звезд. Обсудили популярную тему черных дыр.

– С какими трудностями сталкивались и как их преодолевали?

– Многим обучающимся было сложно. Предмет, к которому они относились с интересом до программы, представлялся чем-то эфемерным и романтическим, а тут – логарифмы, сферическая тригонометрия, расчет кеплеровых элементов орбит… Кроме того, на курсе было много интерактивных элементов – практик, где решали задачи. Играли в шпионов, где нужно было самим составлять задачи и разгадывать шифр противника. В игре «Конструкторское бюро» также были сложные расчеты … Времени мало, а ведь еще есть и другая, отличная от образовательной программы жизнь! Кто-то влился легко, кому-то занятия дались сложнее. Но все, кто проявили усердие и внимание, безусловно, после программы стали немного другими людьми – более компетентными, более понимающими. К преодолению трудностей мы старались подойти как наставники –предлагали пути решения, а обучающиеся сами определяли границы своих действий. Не хочешь – не бери более сложный комплект задач, хочешь – ставь себе высокую планку в «Конструкторском бюро», но всегда, если нужен совет или помощь, – мы старались быть рядом.

– Где могут пригодиться знания по астрономии в будущем?

– Нам, как профессионалам из области астрономии, этот вопрос нужно задавать по-другому – где могут не пригодится знания по астрономии? Астрономия отвечает на вопросы, которые еще надо уметь задавать. Нас окружает множество вещей, которые пришли из прошлого и значительная часть их основана на астрономических наблюдениях. 360 градусов в окружности (почему не 100 и не 400?), 24 часа в солнечных сутках (почему не 10, не 20?), високосный год, декретный час, белые ночи и полярный день. Астрономия везде требует ставить вопрос – почему? Такому мышлению мы старались научить. Оно полезно для погружения в суть вещей, чем бы потом школьник не занимался в будущем. Астрономия соединяет естественные науки вместе – геофизика, география, океанология и метеорология объединяются в планетологию, а астрономия с химией – в астрохимию. Таких примеров очень много. Мир за пределами атмосферы Земли только-только начинает изучаться, поэтому впереди масса открытий, но важно то, что разрозненные знания благодаря системности астрономии формируют единую картину мировоззрения. Для того, чтобы изучить систему, нужно выйти за ее пределы – целостное мировоззрение позволяет их отыскать. Астрономия – часть многих профессий будущего. Спутниковые системы (кто орбиты будет считать?), решение проблемы космического мусора, колонизация планет, строительство орбитальных станций, поиск ответов на вопрос о происхождении жизни на Земле, поиск внеземных форм жизни и т.д. В 21 веке будет так – астрономию знать не просто престижно: не знать астрономию – вот ограничение к пониманию большинства современных технологий.

– Какие навыки нужно развивать, чтобы побеждать во Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии?

– Крепкие знания по физике и математике. Изучая астрономию, подтягиваешь знания по физике и математике до хорошего уровня, причем изучаешь их методы как инструменты, а это всегда интереснее. Стрессоустойчивость. Задачи сложные, времени мало, участники – опытные и сильные. В таких условиях главное – не растеряться и вовремя вспомнить, что олимпиада – это состязания с самим собой. Если ты стал благодаря олимпиаде лучше, – значит процесс идет в нужную сторону. Навыки обращения с калькулятором. Понимание как округлять величины. Знать, что точность “дано” определяет точность “решения”. И, самое главное, умение понять, что значимо, а чем можно пренебречь. Концентрация внимания. Не думать о погоде, о других делах, о мировых проблемах. Думать о задачах. Прогонять варианты через себя, рисовать в воображении и на бумаге. Аккуратность и дисциплинированность. Даже очень хороший преподаватель – 20% успеха. Остальное – самообучение. Одной мотивации мало, нужно иметь привычку учиться и относится к своему времени с уважением – не тратиться на пустяки и не впадать в прокрастинацию.

– Какой совет вы дадите тем, кто готовится к олимпиаде?

– Относитесь как к этапу в своей жизни. Не как к цели, а как к средству. Средству поступить в хороший вуз, доказать свои опыт и знания, повысить свой уровень компетенций. Поражения не вспомнятся через 20 лет, и даже ощущение победы достаточно быстро пройдёт. Накопленные умения, опыт и знания останутся. Ставьте большие цели и идите к ним, а олимпиада, школа, вуз, интенсивы Фонда «Золотое сечение» помогут вам сделать первые шаги.

Напомним, Фонд «Золотое сечение» – оператор проведения Всероссийской олимпиады школьников в Свердловской области. Это самый престижный конкурс для обучающихся, который позволяет не только углубленно изучить любимый предмет, но и поступить в вуз без экзаменов, получить дополнительные баллы к ЕГЭ, а также пройти обор на участие в Международных олимпиадах.