Перед каждым школьником однажды встаёт вопрос: «Кем мне стать?». А ведь хочется быть ещё и успешным. Если врачом, то таким, чтобы справиться с самым сложным заболеванием. Если музыкантом, то самым популярным. Если инженером, то изобрести что-то нужное людям…

Хорошо было Моцарту — он с 6 лет играл гениально и всё было предопределено. Но что делать, если ярко выраженных талантов нет или, наоборот, слишком много? Кроме того за последние 20 лет появилось и исчезло так много профессий — как угадать, что будет в следующие десятилетия?
Лидия Гаврилова, заведующая лабораторией психолого-педагогического сопровождения Фонда «Золотое сечение» поделится некоторыми тонкостями современного подхода к выбору профессий:

Изменения в современном мире происходят на высоких скоростях и очень плохо поддаются прогнозам. Каждые 3 года отмирают и появляются новые профессии, происходят серьезные изменения в содержании деятельности внутри уже существующих. Как же выбирать дело жизни сегодняшним школьникам? Как же оставаться в сильной позиции востребованного и реализованного человека через 5, 10 и 20 лет?
По статистике 15% школьников знают чего хотят, 15% даже не задумываются о выборе профессии, 70% понимают, что определяться нужно, но не могут и плохо представляют на что ориентироваться.

В выборе профессионального пути есть всегда две стороны: человек и рынок труда. Сегодня остановимся на человеке.
Современная профориентация – это не про поиск той самой идеально подходящей профессии раз и навсегда. Только 5% людей с очень выраженной одаренностью или талантом находят свое призвание практически с детства. Они точно знают чего хотят и кем будут, например, такими были Майя Плисецкая и Михаил Васильевич Ломоносов. Это, безусловно, высокомотивированные дети и молодые люди, настойчиво идущие к своей цели, и родителям или педагогам такая целеустремленность очевидна. Как быть остальным 95%?
Ответ прост и сложен одновременно. Современная профориентация – это про поиск себя в этом мире, ответы на вопросы: «как мои интересы, склонности, умения, индивидуальные особенности могут пригодиться этому миру? Чего я хочу и могу преобразовывать и создавать в существующем обществе?»
Начинать нужно всегда с определения той сферы деятельности, которая нравится и приносит удовлетворение. Верными шагами будут пробы разных видов деятельности, где особенную пользу принесет получение реальных умений. Тут обучающимся придет на помощь внешкольное образование – кружки, секции, образовательные центры, лидерские клубы, детские общественные движения, волонтерская деятельность, летнее трудоустройство, экскурсии в «закулисье» предприятий и организаций разного уровня и направлений, участие в различных мастер-классах, предпрофессиональных пробах и так далее

У Фонда «Золотое сечение» есть целый перечень образовательных программ, где можно попробовать себя в разных сферах науки, искусства, спорта и народных промыслов. Например, сейчас проводят дистанционно-отборочные курсы, по результатам которых будут проводить отбор на интенсивы в Загородный образовательный центр «Таватуй». На странице Программы можно более подробно познакомиться со всеми предложениями для школьников.

Следующей ступенькой к самоопределению будет являться ответ на вопрос «Что я умею делать? Что из этого получается лучше всего? В чем моя сила и суперспособности»? Кроме того, ребятам необходимо использовать все возможности, чтобы увидеть своими глазами как устроен профессиональный мир – с его связями, взаимоотношениями, тонкостями, особенностями и вообще как это работает изнутри. Чем больше школьник погружается в «кухню» процессов, тем яснее для него становятся его глубинные интересы. В современном самоопределение первостепенную роль играют жизненные навыки, связанные с умением строить свою траекторию успеха, а это умение опирается, в первую очередь, на понимание самого себя: слабые и сильные стороны личности, зоны ближайшего развития и восполнение личного и профессионального дефицита. Наверняка вы уже слышали о формировании «гибких навыков», играющих важнейшую роль в сложившемся рынке труда. Сегодня для это существует масса возможностей. Я уже упоминала об организациях дополнительного образования, подростковых и юношеских клубах, которые предлагают на выбор такие программы, курсы и тренинги. Социальная гибкость, адаптивность, коммуникация, развитое критическое, креативное и проектное мышление, цифровые компетенции и пожизненное обучение – это то, что делает успешным человека 21 века.

Психологи рекомендуют записывать в специальный блокнот все свои мысли, сильные и слабые стороны, любимые занятия и важные навыки, которыми обладает обучающийся. И, конечно же, то, что делает школьника счастливым. Перечитывая эти записи, нужно прислушиваться к себе — что из этого отзывается, заставляет понимать свою значимость и успешность.
Конечно же, личные способности и желания — это только одна сторона вопроса о профориентации.
В следующий раз мы поговорим с Лидией о рынке труда и его современных трендах. А также о том, как выстраивать свой путь в бушующем профессиональном море современных реалий.