135 школьников Свердловской области приняли участие в 9 олимпиадах в Загородном образовательном центре «Таватуй». В регионе проходит муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Участники интенсива «Школа олимпиадной подготовки», который проводит Фонд «Золотое сечение» с 15 по 28 ноября прошли углубленную подготовку по информатике, химии, астрономии, обществознанию и праву, истории.

О подготовке по обществознанию и праву рассказал педагог программы Александр Исаков, выпускник департамента политологии и социологии УрФУ, старший преподаватель кафедры государственного управления и политических технологий УИУ РАНХиГС при Президенте РФ.

Как проходили занятия со школьниками на программе в «Таватуе»?

– Было два блока, где мы занимались формированием hard-skills и soft-skills. В рамках первого обучающиеся восполняли недостатки школьной программы, синхронизовали свои знания и углубляли материал. Второй – направлен на формирование мыслительных компетенций, особенно – навыка экстраполяции. Школьники должны уметь мыслить по аналогии, применять полученные знания в разных, в том числе нестандартных ситуациях, иногда «додумывать» Это важно на олимпиадах, которые не выстраиваются по единому канону, а представляют собой творческие задания, которые ставят конкурсантов в неловкую ситуацию или «ловят» на каких-либо моментах.

– Каким темам были посвящены занятия?

– Вся образовательная программа разделена на четыре основных блока: политология, юриспруденция, экономика и социология. Во время программы больше внимания уделили политологии и праву. Педагоги постарались выстроить объемный образ основного института, который изучается в рамках обществознания – государства. Подойти к его изучению с точки зрения юридических норм, системы управления, социальных групп, образующих общество. Каждая тема условно изучалась дважды. Сначала школьники получили фундаментальный материал, в том числе с использованием интерактивных лекций на дистанте. Затем учащиеся закрепляли свои навыки на деловых играх или решении интеллектуальных задач, выраженных в самых разных формах: от классических кейсов, до художественной визуализации решений.

– С какими трудностями сталкиваются школьники при подготовке к ВсОШ по праву и обществознанию?

– С одной стороны, есть проблема в организации подачи материала таким образом, чтобы темп усвоения одинаково подходил тем, кто знает на «отлично» и тем, кому требуется больше времени на понимание. Сложно усваивать одновременно очень разные темы, например, «конституционные права человека» и «устройство современной семьи», разведенные в школьной программе по времени, а в рамках образовательного интенсива «Золотого сечения» смело сведенных вместе. Тем не менее, оба типа проблем максимально решались педагогами, помощь приходила и от сотрудников Фонда.

–Что нужно для того, чтобы успешно пройти этапы олимпиады и победить? Какие качества, навыки нужно развивать?

– Главный навык – баланс между знаниями и умением мыслить по аналогии. Существует миф, что для победы на олимпиаде нужно просто долго читать нужный учебник. Это так не работает. Истина в том, чтобы научиться понимать первоисточники и ощутить, как они работают в обществе и государстве. Тогда любое олимпиадное задание может мгновенно структурироваться и осознаваться школьником.

– Поможет ли подготовка к олимпиаде сформировать интерес к научной деятельности в этой сфере?

– Безусловно! На программе у ребят есть уникальный шанс получить чуть больше, чем дает им школа. Провести небольшой тест-драйв университетского обучения, понять, что за сухими концептами и понятиями, что пишутся в школьную тетрадь, стоят реальные социальные, политические и экономические процессы. Разобраться в этих процессах, полагаю, любопытно каждому человеку, особенно наделенному талантом, как ученики «Золотого сечения».

– Где пригодятся, полученные знания?

– Знания в современном мире универсальны и перспектива их применения зависит лишь от мотивации человека. Прежде всего, подготовка к любой олимпиаде позволит успешно победить главного «дракона» в жизни школьника – сдать ЕГЭ! Получить свободный выбор престижного образования. Кроме того, не стоит недооценивать такое понятие как «гражданские компетенции». Знать, как работает общество не менее, а в сотни раз более важно, чем навык, как правильно выбрать себе вкусный арбуз. Разбираться в политологии, юриспруденции, социологии и экономики – значит – быть профессиональным гражданином, уверенным пользователем жизни.

– Ваш совет тем, кто готовится к ВсОШ.

– Не пытаться найти идеальный учебник, а пробовать: работать с первоисточниками и писать олимпиады. Секрет победы – стараться и стремиться. Писать ВсОШ, Высшую пробу, Ломоносов, не забывая также про олимпиаду РАНХиГС и, конечно же, Изумруд. Это позволит сформировать систему обучения, выработать навык, – как удобнее получать и систематизировать знания.