О благоприятном воздействии шахмат на интеллектуальные способности ребёнка уже много лет говорят педагоги, психологи и учёные. Гроссмейстеры утверждают, что только массовый интерес к этому виду спорта поможет выявить и воспитать новых чемпионов. И те, и другие пришли к выводу, что необходимо популяризировать и внедрять в общее образование игру. Это решит сразу множество задач. Такие вопросы обсуждали на первой Всероссийской конференции «Интеллектуальное здоровье подрастающего поколения через шахматное образование в школах России». Она открылась сегодня в Екатеринбурге.

Событие проходит на межрегиональном и международном уровне: в столицу Урала приехали представители 14 территорий нашей страны, а также Смбат Лпутян – вице-президент Федерации шахмат Армении.
Константин Шевченко, начальник Департамента образования Администрации города Екатеринбурга рассказал, что с 2012 года в школы города стали вводить шахматы по трём различным моделям: вместо одного урока физкультуры, как дополнительное образование и в качестве внеурочной деятельности. Сейчас уже можно оценить результаты, которые показывают обучающиеся. «Очень важен обмен опытом в рамках конференции. Чем больше мы будем проводить подобных мероприятий, тем активнее будет происходить вовлечение образовательных организаций в шахматную деятельность», – отметил Константин Валерьевич.

В 2021 году в Екатеринбурге запустили пилотный проект «Шахматы в школах», куда вошли 25 общеобразовательных учреждений. Одним из организаторов проекта и информационным координатором стал Фонд «Золотое сечение». Здесь уже 5 лет, с самого основания регионального центра проводят специальные программы и интенсивы по шахматам. Это позволило подготовить нескольких сильных игроков, которые успешно выступают на различных турнирах. В этом году в Загородном образовательном центре «Таватуй» впервые принимали финал областного этапа «Белой ладьи». Инна Денюш, директор Фонда подчеркнула роль специалистов на местах: «Шахматы — это уникальный проект, заходящий на территорию и образования, и спорта. Львиную долю работы сегодня делают эксперты в каждом конкретном учреждении. На данный момент не существует единой методики — каждый изобретает что-то своё. Ценность конференции в том, что мы можем поделиться наработками, выявить наиболее удачные и выработать единую систему работы с детьми».

Представители регионов рассказывали о своём опыте внедрения шахмат в систему образования на местах. Особенно коллег впечатлил опыт г. Сатка Челябинской области.
Здесь в качестве эксперимента ввели шахматы в школьную программу ещё в 2004 году. Все результаты фиксировал психолог, который проводил регулярное тестирование детей, занимающихся шахматами, и сравнивал показатели с контрольной группой, у которой не было таких уроков. Оксана Глухова, руководитель шахматных образовательных проектов, психолог ШК «Вертикаль», школьный инструктор FIDE отметила, что из первого выпуска шахматного класса 5 учеников получили золотые медали. По её мнению, важна не только методика, но и личность педагога.

Виктор Зарецкий, к.псх.н., профессор факультета консультативной и клинической психологии МГППУ обратил внимание на то, что мало научить ребёнка играть в шахматы: «Надо уметь перенести те способности, которые формируются во время обучения игре, на другие виды деятельности. Это не происходит само по себе — необходима рефлексия процесса. Для этого нужно готовить педагогов начальной школы — они должны уметь использовать шахматы в межпредметном преподавании».

Альберт Степанян, член Наблюдательного совета ФШР, директор Уральской шахматной академии, исполнительный директор Федерации шахмат Свердловской области предложил подготовить общую резолюцию от имени всех участников конференции, внести туда все предложения по введению системы шахматного образования от детского сада до школьной скамьи: «Эксперты, которые собрались на конференции, способны выработать общие методики, механики и рекомендации, которые мы передадим в органы власти. Без поддержки со стороны государственного аппарата очень трудно выстроить правильную и плановую работу во всех школах страны».

6 апреля 2022 года представители «Сириуса», региональных центров обсудят воздействие шахматного образования на способности школьников, а так же обменяются опытом работы с обучающимися. Для этого они отправятся в Загородный образовательный центр «Таватуй».